+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие бывают формы проведения торгов

Содержание

Тема: «Торги как форма соревновательной торговли» План:

Какие бывают формы проведения торгов

1. Формы и сущность торгов.

2. Размещение заказов через торги. Видыторгов.

3. Порядок проведения торгов.

Вопрос 1. Формы и сущность торгов

Статья 447 ГК РФ предусматривает, чтодоговор, если иное не вытекает из егосущества, может быть заключен путёмпроведения торгов. В этом случае договорзаключается с лицом, выигравшим торги.

В качестве организатора торгов можетвыступать собственник вещи или обладательимущественного права либо специализированнаяорганизация. Специализированнаяорганизация действует на основаниидоговора с собственниками вещей илиобладателями имущественных прав ивыступает либо от их имени, либо отсвоего имени.

Торги проводятся в форме аукциона иликонкурса.

Выигравшим торги на аукционе признаетсялицо, предложившее наиболее высокуюцену, а по конкурсу – лицо, которое позаключению конкурсной комиссии, заранееназначенной организатором торгов,предложило лучшие условия.

Аукционы и конкурсы могут быть открытымии закрытыми. В открытом аукционе иликонкурсе может участвовать любое лицо.В закрытом аукционе или конкурсеучаствуют только лица, приглашённыедля этой цели.

Торги могут быть внутренними имеждународными.

Извещение о проведении торгов должнобыть объявлено организатором не менеечем за тридцать дней до их проведения(ст. 488 ГК РФ). Извещение должно содержатьсведения о времени, месте и форме торгов,их предмете и порядке проведения, в томчисле об оформлении сведения о начальнойцене.

В случае если предметом торгов являетсятолько право на заключение договора, визвещении о предстоящих торгах долженбыть указан предоставляемый для этогосрок.

Если иное не предусмотрено в законеили в извещении поведении торгов,организатор открытых торгов, сделавшийизвещение, вправе отказаться от проведенияаукциона в любое время, но не позднее,чем за три дня до наступления даты егопроведения, а конкурса – не позднее,чем за тридцать дней до проведенияконкурса.

В случаях, когда организатороткрытых торгов отказался от их проведенияс нарушением указанных сроков, он обязанвозместить участникам понесенный имиреальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона илизакрытого конкурса обязан возместитьприглашённым им участникам реальныйущерб независимо от того, в какой именносрок после направления извещенияпоследовал отказ от торгов.

Вопрос 2. Размещение заказов через торги. Виды торгов

Одним из наиболее распространённыхметодов современной торговли являетсяразмещение заказов через внутренние имеждународные торги.

Торги – метод заключения договоровкупли-продажи или подряда, при которомпокупатель (заказчик) объявляет конкурсдля продавцов (поставщиков) на товарили услуги с заранее определеннымихарактеристиками и после сравненияполученных предложений подписываетконтракт с тем продавцом (поставщиком),который предложил товар на более выгодныхдля покупателя (заказчика) условиях.Кроме заключения договоров купли-продажии подряда торги могут применяться призаключении договоров поставки, арендныхи лизинговых соглашений, компенсационныхи других видов договоров и соглашений,а также при проведении инвестиционныхи других конкурсов.

В современных условияхторги являются распространенным способомразмещения заказов на поставки машини оборудования, крупных партий сырья,выполнение научных, проектных иизыскательских работ, сооружениепромышленных и социальных объектов.

Торги проводят покупатели и заказчикигосударственного и частного секторовэкономики развивающихся и промышленноразвитых стран.

Законодательствабольшинства развитых стран разрешаюторганизациям с участием государственногокапитала размещать заказы на приобретениетоваров и услуг только через торги.Исключение может составлять оборудованиеуникальных технологических процессов,не имеющее конкурирующих аналогов.

Размещение заказов без торгов разрешаетсяв случае заказов запасных частей, принеобходимости экстренных закупок дляликвидации последствий стихийныхбедствий, а также приобретений в счётспециальных межправительственныхсоглашений.

Под влиянием современной НТР растетмасштабность и сложность предметовторговли, что не позволяет с необходимойэффективностью вести согласование ихтехнических условий традиционнымиметодами – путём многочисленных встречтехнических представителей покупателейи продавцов.

В настоящее время заказчикамиобычно привлекаются инжиниринговыефирмы, специализирующиеся в определённыхотраслях производства, для разработкитехнических условий заказов на сооружениепромышленных и других объектов с учётомпоследних достижений НТР.

Размещениетаких заказов наиболее целесообразноосуществлять через международные торги,которые позволяют привлечь к конкурсуширокий круг наиболее квалифицированныхпоставщиков и подрядчиков.

Покупатели, принявшиерешение о размещении заказов черезторги, создают тендерныекомитеты, в составкоторых входят технические и коммерческиеэксперты, представители администрации.

Председателями тендерных комитетовобычно назначаются руководителиорганизаций, производящих закупки.Тендерные комитеты осуществляют всюорганизационную работу по проведениюторгов.

Они публикуют объявления оторгах, распространяют их условия междуучастниками, анализируют представленныепредложения и выносят решения о передачезаказов.

Условия торгов обычно представляютсобой отпечатанные типографским способомдокументы, содержащие порядок представленияпредложений, рассмотрения их тендернымкомитетом и принятия решений о передачезаказов.

Они включают технические икоммерческие условия контрактов, которыебудут подписаны между заказчиками ивыигравшими торги поставщиками, а такжеперечни специальных гарантий, подлежащихпредставлению участниками торгов.

В современной международнойторговле применяется несколько видовторгов, различающихся между собойспособами привлечения участников игласностью результатов.

Открытые торги. В них могутпринимать участие все желающие фирмы.Обычно они проводятся при размещениизаказов на относительно несложноеоборудование и услуги, которые могутпредложить другие фирмы.

Открытые торги с предварительнойквалификацией проводятся в два тура. Впервом туре принимают участие всежелающие оференты. Они представляют втендерные комитеты материалы,подтверждающие их компетентность иопыт в выполнении подобных заказов.

Вматериалах перечисляются объекты, всооружении которых они принималиучастие, приводятся отзывы покупателейи заказчиков. Затем производится отборфирм – переквалификация.

Во втором туреучаствуют только фирмы, отобранныетендерным комитетом на основе анализапредставленных материалов.

Обычно в открытых ипереквалификационных торгах принимаютучастие до несколько десятков фирм иконсорциумов. Объявления о проведенииоткрытых торгов публикуются покупателями(заказчиками) в газетах или специализированныхжурналах, поэтому часто такие торгиназывают публичными.

О крупных торгахобъявляется за 2 – 4 и более месяцев додня проведения, об обычных – за 1 – 1,5месяца, о небольших – иногда за 20 дней.

В объявлениях об открытых торгах короткосообщаются только основные сведения:название организации, проводящей торги;номер тендера; наименование, характери количество закупаемого оборудования(или назначение и характеристикастроительного объекта); порядок и срокпредставления предложений; адрес, покоторому можно получить все необходимыесведения.

Иногда объявления носятчисто формальный характер, а их публикацияделается с большим опозданием. Этопроисходит в тех случаях, когда всеусловия торгов заранее сообщаются однойили двум фирмам, уже поставлявшиманалогичное оборудование, с которымии предполагается заключить новыйконтракт, официально оформив его черезторги.

В день закрытия торгов вприсутствии всех участников руководителикомитетов вскрывают пакеты с предложениями,называют фирмы или составы консорциумов,подавших предложения, а также объявляютпредложенные участниками цены. Такиеторги называют гласными. При гласныхторгах решения тендерных комитетов опередаче заказов победителям, а такжеинформация о приведённых ценах другихучастников публикуются в печати.

Закрытые торги. Приглашенияк участию в таких торгах рассылаютсяустроителями наиболее известнымпоставщикам и подрядчикам, имеющимдостаточно высокий авторитет на мировомрынке.

Закрытые торги обычно проводятсяна поставки дорогостоящего современногооборудования с высокими техническимихарактеристиками и на сложные подрядныеработы, требующие высокой квалификации.Тендерные комитеты не производятпубличного вскрытия предложений и необъявляют ни состава участников, нипредложенных ими условий.

Решение опередаче заказов также не публикуется,а сообщается победителям в конфиденциальнойформе. Такие торги являются негласными,и их часто называют тендерами.

Единичные торги. В рядеслучаев торги осуществляются толькопри наличии одного оферента (например,обладателя патента) или в случаях, когдазаключение обычного контракта затрудненокакими-либо обстоятельствами.

Покупатели, принявшиерешение о размещении заказов черезторги, создают тендерные комитеты, всостав которых входят технические икоммерческие эксперты, представителиадминистрации.

Председателями тендерныхкомитетов обычно назначаются руководителиорганизаций, производящих закупки.Тендерные комитеты осуществляют всюорганизационную работу по проведениюторгов.

Они публикуют объявления оторгах, распространяют их условия междуучастниками, анализируют представленныепредложения и выносят решения о передачезаказов.

Продавцы, принявшие решениеоб участии в объявленных торгах, выкупаютих условия у тендерных комитетов.Стоимость условий торгов составляетусловную величину от десятков донескольких сотен долларов, не покрывающуюзатрат на их разработку.

В последниегоды устроители торгов стали в некоторыхслучаях повышать стоимость выкупаусловий до нескольких тысяч долларов,стремясь тем самым отсечь от участия вторгах мелкие фирмы.

Выкуп условийторгов не накладывает никаких обязательствни на продавцов, ни на устроителей.

Условия торгов обычно состоят из двухчастей:

– общей части, котораянередко аналогична для многих видовоборудования, закупаемого через торгив данной стране;

– специальные части,содержащей все необходимые сведения оданном конкретном виде оборудования;

В условиях торгов помимо номера торгов,места, дня и часа их открытия и закрытияуказываются:

– наименование и количествооборудования, намечаемого к закупке,или характер объекта, намечаемого кстроительству, его мощность ипроизводительность и т.п.;

– все основныетехнико-экономические характеристикии сведения о том, какая дополнительнаятехническая и пояснительная документациядолжна прилагаться к предложению;

– основные коммерческие итехнические условия, в том числе срокипоставки, условия платежа и внесениягарантийных залогов (их величина,возможность замены банковской гарантией),базисное условие поставки, способфиксации цены;

– условия арбитража, штрафы,гарантии, возможность или невозможностьпредставления альтернативных предложенийи требований, связанных с техническимобслуживанием оборудования.

Одновременно с подачейпредложения фирмы-оференты вносятгарантийный залог, размер и порядоквзноса которого заранее обусловлены.

Принятие решения и присуждениезаказа происходят через определённыйпериод (иногда до 8 – 10 месяцев) послетщательной проверки всех предложений,их соответствия поставленным условиям,а при крупных торгах – после изучениякредитоспособности и производственныхвозможностей фирм-оферентов и т.д.

Победа присуждается фирме,предложившей либо самые низкие цены,либо более выгодные условия.

Для выигрышаторгов на поставку оборудования решающеезначение имеют уровень цен и условияплатежа, а для выигрыша торгов на созданиеобъектов капитального строительства– цена предложения, срок исполнения,технологическая совместимость иэффективность комплектного оборудования,возможности по обеспечению объектазапчастями, уровень эксплуатационныхуслуг, надёжность предложенных методовстроительства. Во всех случаях, особеннов развивающихся странах, большое значениеимеет привлечение к выполнению заказаместных фирм.

Заказы на поставкуоборудования, выдаваемые фирмам,выигравшим торги, по своим условиямпрактически почти не отличаются отобычных контрактов.

Источник: https://studfile.net/preview/7432057/

Виды государственных закупок по 44-ФЗ

Какие бывают формы проведения торгов

Для многих участников госторгов, помимо самого объекта тендера, важным фактором является вид проводимой закупки.

Виды закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ существует определенное количество видов закупок, которые прописаны в законе. Их все можно разделить на 2 большие группы – конкурентные и неконкурентные. С 2018 года перечень возможных видов государственных и муниципальных закупок был расширен новыми электронными формами:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • И, конечно, электронный аукцион, который уже давно является самым популярным видом государственных закупок.

С 1 января 2019 осталась только электронная форма проведения закупок. От выбора того или иного вида тендера зависит форма заявки, требование к наличию обеспечения и других документов.

Рассмотрим каждый из видов государственных закупок отдельно.

Конкурентные виды закупок

Самый востребованный в 2019 году вид конкурентной закупки – электронный аукцион.

Для участия необходимо подготовить 2 части заявки: в первой предоставляется информация об объекте закупки, во второй – данные об участнике.

При проведении аукционов практически всегда (в зависимости от размера НМЦК) необходимо вносить обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта. Победителем признается допущенный участник, предложивший наиболее низкую цену.

Открытый конкурс в электронной форме

Вторым по популярности видом закупок для государственных нужд является открытый конкурс. Здесь также могут фигурировать достаточно крупные суммы контрактов. Информация о проведении процедуры сообщается неограниченному числу лиц, путем размещения извещения в ЕИС.

Но по длительности проведения данный вид закупки зачастую занимает гораздо больше времени. Организаторы должны разместить извещение не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на открытый конкурс в электронной форме.

Заявка на такой конкурс также состоит из 2-х частей. Ч. 4 ст. 54.4 44-ФЗ отражает, какую информацию должна содержать 1 часть заявки. Ч. 6 ст. 54.4 устанавливает аналогичные требования ко второй части.

В открытом конкурсе у участников есть возможность подать окончательное предложение после публикации в ЕИС протокола рассмотрения вторых частей заявок. Победителем признается участник, чьи условия признаны наилучшими согласно тендерной документации.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Алгоритм проведения конкурса с ограниченным схож с проведением открытого конкурса. Отличие данного вида закупок заключается в том, что участвовать могут только те поставщики, которые пройдут предквалификационный отбор. И только после этого этапа начинается рассмотрение заявок.

Проведение конкурса с ограниченным участием возможно только в установленных законодательством случаях: при закупке высокотехнологичных и инновационных товаров, а также при выполнении работ по сохранению культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций и т.д.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием отражены в ст. 56 44-ФЗ. Победителем конкурса с ограниченным участием признается поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Как следует из названия, этот вид государственной закупки проходит в 2 этапа: на первом проводится предквалификационный отбор (прием первоначальных заявок), а на втором этапе участники подают окончательные заявки.

Если кратко, то на первом этапе заказчик принимает только информацию по объекту закупки, поставщик не должен предлагать цену и вносить обеспечение. После приема всех предварительных заявок заказчик открывает к ним доступ и затем проводит первый этап конкурса. В это время проводится обсуждение технических предложений участников, которые имеют право присутствовать на этом этапе.

По его результатам заказчик может внести изменения в документацию. После этого он направляет приглашения на участие во втором этапе. В приглашении должны содержаться все изменения, которые заказчик внес в документацию.

Поставщик вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса. Если же он продолжает участвовать, то должен прислать окончательную заявку, указав свою цену контракта, а также предоставив обеспечение участия.

Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно условиям тендерной документации.

Запрос предложений в электронной форме

Запрос предложений – это вид закупки, победителем которой признается участник подавший окончательное предложение, наиболее соответствующее требованиям тендерной документации.

Участники подают заявки на площадку, на которой проводится запрос предложений. После окончания приема, заказчик их рассматривает и публикует протокол, указывая лучшие предложенные условия. После этого допущенным участникам в течение одного часа предлагается подать окончательное предложение с улучшенными условиями.

Победителем признается участник лучшим образом соответствующий критериям, установленным тендерной документацией.

Запрос котировок в электронной форме

Следующий вид муниципальных и государственных закупок – это запрос котировок в электронной форме.

Главным требованием в проведении запроса котировок выступает ограничение по стоимости цены контракта – она не должна превышать 500 тыс руб., а общий объем закупок этим методом не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок, а также превышать 100 млн руб в год.

Все поданные заявки рассматривает котировочная комиссия и направляет протокол рассмотрения оператору ЭТП, который, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер. Первой помечается заявка с самым лучшим ценовым предложением, затем по убыванию цены присваиваются остальные номера.

Если участник с порядковым номером 1 отказывается от заключения контракта, то это предлагается сделать участнику с номером 2.

Виды неконкурентных закупок по 44-ФЗ

В 44 Федеральном законе существует одна форма неконкурентных тендеров – это закупка у единственного поставщика. В законе строго регламентированы все случаи, когда заказчик может использовать данный вид государственных закупок.

Участие в каждом из описанных выше видов имеет свои плюсы и минусы, взвесив которые, Вы сможете выбрать тот, который оптимально подойдет именно для Вашей компании.

© ООО МКК “РусТендер”

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Запрос котировок по 44-ФЗ: специфика метода

Открытые и закрытые тендеры: сходства и различия

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/vybor-tendera-v-zavisimosti-ot-celej

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Какие бывают формы проведения торгов

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”.

Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы.

Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить.

Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение.

То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой.

Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты.

В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух).

Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета.

Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя.

По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро.

Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга.

Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз.

После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

2. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной).

Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета.

Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы.

Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации.

Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет.

Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП.

На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки.

Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.

Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Тендер это:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка”

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново

Начинается аукцион на повышение

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиковДополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/136-osnovi-zakupok-bazovie-ponyatiya-kontraktnoj-sistemi

Виды торгов в России: понятие, классификация и формы

Какие бывают формы проведения торгов

Гражданское законодательство России определяет возможность заключения договоров путем осуществления торгов. Суть торгов сводится к заранее установленным условиям осуществления обязательств, по которым участники торгов на принципах состязательности и равноправия предлагают свои условия.

Организатор торгов осуществляет выявление победителя среди таких участников и заключает с ним сделку на предложенных и заранее определенных условиях. Часть 4 статьи 447 ГК РФ устанавливает основные виды торгов и относит к ним аукцион и конкурс, которые могут быть как открытые, так и закрытые.

Но так же уточняется, что законодательно могут устанавливаться и иные виды и формы торгов.

Учитывая, что удовлетворение государственных и муниципальных нужд неизбежно связано с расходованием бюджетных средств, Законом 44-ФЗ установлены дополнительные виды торгов, которые позволяют заказчикам максимально эффективно осуществлять государственные и муниципальные закупки.

Естественно, что не все закупки возможно осуществлять путем проведения торгов, в таких случаях закупка производится у единственного поставщика напрямую. Во всех остальных же случаях заказчиками применяются различная классификация и виды торгов, которые мы подробно рассмотрим в данной статье.

Понятие и виды торгов в России по Закону 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает такие виды торгов, как:

  • конкурс, который в свою очередь подразделяется на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы, которые бывают двух видов: электронный аукцион и закрытый аукцион;
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

Из приведенного хотелось бы отметить, что в настоящее время виды электронных торгов представлены только электронным аукционом. В ближайшем будущем планируется перевести большинство видов торгов в электронный вид.

Такая классификация и виды торгов значительно расширяют возможности заказчика по осуществлению закупок, поскольку в зависимости от объекта закупки, заказчик выбирает такой форму торгов, которая позволит максимально полно удовлетворить государственные или муниципальные нужды.

Например, закупку организации отдыха детей и их оздоровления возможно осуществить в форме открытого конкурса, где основным критерием участника будет не цена им предложенная, а его квалификация.

Таким образом, снижаются риски по определению недобросовестного победителя, который может привнести больше вреда, нежели пользы.

Конкурс

Из вышеуказанного уже можно определить, что конкурс является такой формой закупок, которая применяется в отношении сложных и общественно важных объектов закупки. И неспроста именно в данном виде торгов содержится столько разновидностей. Но суть их примерно одинакова, победитель выявляется по нескольким критериям, разной степени важности.

Групп таких критериев две, это стоимостные и не стоимостные критерии. И в свою очередь если в группу стоимостных критериев входит только цена контракта, то в группу не стоимостных критериев входят расходы на эксплуатацию и ремонт, функциональные, качественные, и экологические характеристики, а также квалификация предполагаемых участников закупки.

Заказчик по своему усмотрению устанавливает как минимум два критерия (можно больше) одним из которых обязательно должна быть цена контракта. При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении №1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников.

В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников.

Аукцион

В отличие от конкурса в аукционе определение победителя осуществляется только по критерию цены, предложенной таким участником. По общему правилу победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену, если аукцион изначально был на понижение. Но есть и исключения.

Так если участники доторговались до 0,5% от НМЦК, то в таком случае по Закону 44-ФЗ происходит изменение типа аукциона, на повышение за право заключения контракта. Победителем в таком случае является участник который напротив предложил наибольшую цену. И контракт с таким участником заключается только после того, как он оплатит эту цену.

Так же, в случае если два участника предложили одинаковую цену, победителем является участник, который сделал свое предложение раньше. Преимущество аукциона перед конкурсом заключается в том, что определение победителя осуществляется значительно легче, за счет этого сама процедура получается более быстрой.

Немаловажным фактором популярности аукционов по Закону 44-ФЗ в современной России является проведение открытых аукционов только в электронном виде.

Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что значительную частью функций по проведению такой закупки переходит от заказчика к оператору электронной площадки, на которой происходит сбор заявок участников и непосредственно сама процедура торгов. Это, в совокупности с выше обозначенными факторами, делает виды электронных торгов наиболее популярными среди заказчиков.

Запрос котировок

Данный вид торгов собрал в себе элементы и от конкурса и от аукциона. Так, победителем становится тот участник, который предложил, как и в аукционе, наименьшую цену. Но в отличие от аукциона, форма и способ подачи заявок более похож на конкурс. Заявки участниками подаются в конвертах и содержат в себе предложение о цене.

В отличие от аукциона участники торгуются не в режиме реального времени, и не оценивают свое предложение относительно конкурентов. Особенностью запроса котировок также являются установленные Законом 44-ФЗ ограничения. Заказчик не может провести запрос котировок с НМЦК выше пятиста тысяч рублей.

Так же общая сумма таких закупок не должна превышать десяти процентов от общего объема закупок заказчика в год.

Запрос предложений

Запрос предложений это нововведение Закона о контрактной системе, которое отличается от других видов торгов тем, что участники предлагает свои предложения, которые в обозначенное время разглашаются заказчиком. После этого участники вправе в течение одного дня подать свое окончательное предложение.

Таким образом, этот способ закупки очень схож с запросом котировок, только в нем участники видят предложения своих конкурентов и могут изменить свое окончательное предложение с учетом данной информации.

При этом у запроса предложений отсутствуют ограничения запроса котировок, но проводиться данный вид торгов может только в строго определенных законом случаях.

Иные виды торгов

Не только государственный и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки путем проведения торгов. Данный способ заключения договора также очень распространён и среди коммерческих организаций, поскольку позволяет выявлять наиболее удачных бизнес-партнеров.

Так же, заказчики которые осуществляет свои закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ вольны самостоятельно определять виды и формы торгов, что породило совершенно разные виды торгов, порой очень экзотические.

Но общие требования к видам торгов в первую очередь определены Гражданским кодексом РФ, где закреплено, что торги могут быть открытые и закрытые. Данная классификация определяется по степени допуска участников к ним.

И если в открытых торгах может принять участие любой желающий, соответствующий установленным требованиям, то к закрытым привлекаются только определенные заказчиком участники.

Рассмотрев понятие и виды торгов хотелось бы дополнительно отметить, что их разнообразие не ограничивается рассмотренными в данной статьей, но основные и ключевые виды торгов в России мы осветили подробно.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/vidy-torgov-v-rossii-ponyatie-klassifikaciya-i-formy.html

Формы проведения торгов в системе госзакупок: чем различаются аукцион, конкурс и запрос котировок

Какие бывают формы проведения торгов

Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.

В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику  необходимые  товар, результат выполнения работ или услугу  наилучшего качества по наиболее низкой цене.

Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.

Электронный аукцион

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р, которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:

Электронные площадки обеспечивают  электронную форму для всех элементов аукциона.

У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку  и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует  для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте  www.zakupki.gov.ru, но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить  аукцион.

Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки».

В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную  документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная  (максимальная) цена.

Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.

Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к.

сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно.

То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их  предложения по объекту закупки.

На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое  требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.

Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.

Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.

Открытый конкурс

Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте   www.zakupki.gov.ru, и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки».

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку,  участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно  продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик  укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок,  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Запрос котировок

Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств.

С его помощью приобретается обычная  и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта,  основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.   

Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/tks/2016/8/11363

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.