Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Содержание

Проверка подрядчика

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Компания А-ЭКСПЕРТ оказывает гражданам и организациям такую важную и специфическую услугу как проверка поставщиков и подрядчиков для строительных работ.

Выбрать исполнителя среди огромного количества действующих в России строительных организаций непросто. А-ЭКСПЕРТ специализируется на проверке подрядчиков.

Частные лица часто приходят к нам без каких-либо идей по поводу исполнителя работ и просят порекомендовать «хорошего» подрядчика.

В базе А-ЭКСПЕРТ есть ряд фирм, которые успешно прошли наш аудит поставщиков и подрядчиков, и которых мы можем рекомендовать.

При этом стоит иметь в виду, что название компании, предложенной нами, не гарантирует, что работать будут именно те специалисты, которые работали при проверке А-ЭКСПЕРТ.

Организации, как правило, проводят конкурс, а по его итогам просят проверить «победителей» на предмет надежности. Такая услуга называется «экспертиза обоснованности конкурсных предложений подрядчиков». Она представляет собой комплексный анализ самой организации и ее предложения. По итогам мы можем оформить акт проверки поставщиков и подрядчиков.

Как можно убедиться в надежности контрагента

Существуют регламенты, предназначенные для проверки работы подрядчика. Некоторые части исследований (например, аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками) проводятся строго по регламентам. Также мы используем открытые государственные ресурсы для поиска «компромата» на потенциальных подрядчиков и таким образом «отсеиваем» проблемных.

Договор подряда – это важнейший документ, определяющий отношения заказчика работ и исполнителя. Этот документ должен в будущем «работать» на заказчика в случае конфликтных ситуаций, в том числе и в суде. Мы проводим для наших клиентов тщательную экспертизу заключаемого контракта, а также укрупненной сметы проекта. Особое внимание при анализе уделяется:

  • Срокам выполнения работ (насколько они соответствуют объему).
  • Наличию разрешительных документов.
  • Наличию учредительных документов. Обязательно проверяется срок существования подрядной организации. Наш клиент должен быть уверен, что контрагент «доживет» до окончания работ и не самоликвидируется.
  • Проверка «реальности» сметы подрядчиков. Завышенные, как и заниженные показатели в смете – повод для настороженности. Слишком низкие цены вызывают обоснованные подозрения в качестве работ, профессиональных качествах исполнителей.
  • Проверка поставщиков подрядчика. Они должны пройти ту же процедуру «проверки на благонадежность», что и исполнитель работ.

Проблемы с подрядчиками: как их избежать

О том, как подрядные строительные организации обманывают своих заказчиков, ходят легенды. Предположим, вы подрядили организацию, которая обещает прислать на ваш объект бригаду профессиональных и опытных строителей. Вот имена и фото на сайте компании.

Что может пойти не так? Наш обширный опыт в деле аудита поставщиков и подрядчиков говорит нам, что через малое время на месте суперпрофессионалов может оказаться бригада нелегалов. Они будут жить в ремонтируемой квартире. Ремонт будут производить медленно и печально (ведь им нужно где-то жить).

А закупленные материалы пойдут не только на ваш объект, но и «налево», (например, на ремонт квартиры по соседству). Рынок строительных услуг Москвы, Санкт-Петербурга, к сожалению, изобилует такими недобросовестными организациями. Совет «не экономить на строительных работах» не помогает.

Без контроля мошенники благополучно освоят и большие, и малые суммы.

Что делать в этой ситуации? Заручитесь поддержкой А-ЭКСПЕРТ и проведите аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками. Также, всегда помните о необходимости контролировать ход работ и своевременно вмешиваться, насколько это позволяют условия договора.

Как контролировать работы на объекте?

Вот несколько советов, которые мы даем своим клиентам для ежедневного общения с подрядчиками:

  • Не давайте больших сумм денег. Закупка строительных материалов должна производиться небольшими партиями, строго по назначению.
  • Деньги должны выдаваться официально, мелкими авансами (для крупных проектов средняя сумма такого аванса – 500 тыс. руб., для мелких – 100 тыс. руб.).
  • Если приобретаете стройматериалы сами, также привозите их малыми партиями, чтобы они не шли «налево».
  • График работ, прописанный в договоре, должен соблюдаться. Постоянно напоминайте и грозите штрафными санкциями. 
  • Деньги за работу выплачиваются в виде оговоренного в контракте аванса, а затем – только выплатами по уже закрытым и актированным работам. 
  • Проверяйте сметы на «сдвоенные» позиции. В нашей практике были случаи, когда мошенники присваивали миллионы рублей только на малярных работах и укладке плитки.

Хитрые контрагенты умудряются за счет заказчиков кормить своих работников, оплачивать перевозки, оплачивать присутствие инженерного персонала и многое другое. От этого помогает только постоянный контроль, аудит сметы и расчетов с поставщиками. Его можно и нужно производить в процессе работ.

Сотрудничество с А-ЭКСПЕРТ в деле проверки и подбора подрядчиков сбережет для вас массу средств и нервов.

Мы сделаем всю черновую работу по контролю, от экспертизы конкурсной документации и до текущих анализов расчетов с поставщиками и подрядчиками. Вот пример комментариев специалистами А-ЭКСПЕРТ к смете, предъявленной подрядчиком к оплате.

В смете почти на 5 млн.руб. при беглом анализе найдено приписок на 1,5 млн.руб. При дальнейшей проверке приписки выявились более, чем на 2 млн.

Читать далее:

Деньги за экспертизу Вам возместит проигравшая сторона.
Побеждайте с А-эксперт!

Для оперативного обращения в «А-эксперт» звоните:

  • Москва +7 (495) 230-10-97
  • Санкт-Петербург +7 (812) 242-84-07

Источник: https://www.sred.ru/proverka-podryadchika

Как узнать недобросовестного поставщика

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

по 44-ФЗ и по 223-ФЗ – это общедоступный список, ведение которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба, где собраны все недобросовестные поставщики. Заказчики включают в Реестр поставщиков, невыполнивших или недобросовестно выполнивших условия договора (контракта). Когда включать поставщика в РНП?

  1. если победитель уклоняется от процедуры заключения договора
  1. если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора
  1. если договор был расторгнут по решению суда

Можно ли не включать поставщика в РНП?

Закон предусматривает, что заказчик не просто имеет право включить такого участника в РНП, а это его прямая обязанность.

44-ФЗ: реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

0 0 ФЗ № 44 пришел на смену ФЗ № 94.

В новом нормативном акте был учтен практический опыт проведения закупок.

В обновленном Законе предусмотрена возможность проверить недобросовестных поставщиков по реестру.

Кроме того, в ней присутствуют данные о лицах, договора с которыми расторгнуты по судебному постановлению либо в связи с допущенными нарушениями.В статье

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Прозрачность закупочных процедур по Закону №44-ФЗ подразумевает возможность их контроля.

В большей степени это касается новичков на рынке и просто малоизвестных компаний. Для того чтобы узнать, что из себя представляет поставщик, о котором контрактный управляющий слышит впервые, он может совершить следующие действия.

Во-первых, просмотреть реестр контрактов в ЕИС, которые были заключены заказчиками. Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Как проверить добросовестность поставщика в 2019

10.08.2019 После публикации судебной практики Верховного Суда РФ по налоговым спорам в феврале 2019 возникло мнение, что налоговые проверки по НДС и по прибыли упростятся.

Эксперты высказывают мнения: «ФНС запретила инспекциям снимать расходы и вычеты». Письмо ФНС не содержит запрета снимать вычеты и расходы.

Прочтите название письма:

«О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»

. О выявлении обстоятельств …., то есть не запретить, а напротив — как более эффективно выявлять и доказывать необоснованную налоговую выгоду .

Что содержится в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) и как им пользоваться при закупках

Многие участники закупок хотя бы раз слышали о РНП – реестре недобросовестных поставщиков. О том, что собой представляет реестр, для чего именно он нужен и какие функции выполняет, мы поговорим в этой статье.

статьи

  1. 3 Как получить сведения из реестра недобросовестных поставщиков?
    • 3.1 Как проверить по ИНН
    • 3.2 Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец
  2. 1.3 РНП ФАС — официальный сайт
  3. 1.2 Кто ведет?
  4. 3.1 Как проверить по ИНН
  5. 2.2 Какая информация включается?
  6. 3.2 Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец
  7. 2.3 Процедура внесения информации
  8. 2.1 Основания для внесения в РНП: кто включается?
  9. 2 Как происходит внесение в реестр недобросовестных поставщиков?
    • 2.1 Основания для внесения в РНП: кто включается?
    • 2.2 Какая информация включается?
    • 2.3 Процедура внесения информации
    • 2.4 Последствия внесения информации об участнике закупок в РНП
  10. 1 Что такое РНП — реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ
    • 1.1 Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: что нужно знать
    • 1.2 Кто ведет?
    • 1.3 РНП ФАС — официальный сайт
  11. 1.1 Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: что нужно знать
  12. 2.4 Последствия внесения информации об участнике закупок в РНП

Как распознать недобросовестного поставщика?

«Бухгалтерский учет», 2010, N 10Споры налогоплательщиков с налоговыми органами по вопросам принятия к вычету сумм НДС, уплаченных «фирмам-однодневкам», ведутся давно.

В этой связи организациям с каждым годом необходимо уделять все больше внимания вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.Какими признаками обладают «фирмы-однодневки» и как обезопасить себя добросовестному налогоплательщику от таких фирм?Налоговым законодательством Российской Федерации понятие «недобросовестность» не определено.

Источник: https://86nalog.ru/kak-uznat-nedobrosovestnogo-postavschika-83503/

Государственный контракт: как подрядчику защититься от токсичного госзаказчика?

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Введение: «Не ведали, что творят»

Понимает ли будущий поставщик/подрядчик какой объем ответственности он берет, заключая госконтракт? Практика показывает, что редко. Какова это ответственность и чем она отливается от обычных контрактов?

Возьмем контракт на выполнение работ между частными компаниями. Худшие последствия для подрядчика – финансовые санкции и банкротство. А с госзаказом объем ответственности куда ярче и шире….

РНП. Недобросовестный поставщик, который нарушил условия контракта, попадет в реестр недобросовестных поставщиков («РНП»). ФАС может и не внести в реестр: «При отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр»1.

Но может и внести…Внесенные в РНП компании не вправе участвовать в госзакупках в течение 2-х летс даты внесения. То же касается и директора/учредителя компании2.

Параллельные госконтракты

Здесь тоже могут быть осложнения в виде односторонних расторжений со стороны госзаказчиков. В ФАС и МЭРТ регулярно поступают запросы: «Вправе ли госзаказчик односторонне расторгнуть контракт с подрядчиком, если того внесли в РНП?». Позиция МЭРТ жесткая – обязан3. ФАС более лоялен к подрядчикам4.

Банковская гарантия

Каждый госконтракт обеспечивается банковской гарантией5. В конфликтной ситуации первое действие госзаказчика – требование банку о выплате по гарантии независимо от наличия оснований. Банк в порядке регресса перевыставляет требование о выплате подрядчику.

Требование по гарантии носит безусловный и независимый характер6, т.е. даже в отсутствие оснований для выплаты (факта нарушения контракта) подрядчик обязан выплатить деньги банку. НЕ все подрядчики оплачивают требования банков добровольно. Для таких есть…

БКИ, оно же бюро кредитных историй7

Информация о неплатеже попадает в БКИ легко, а удаляется из него трудно и долго. Банки, выдавая кредиты компании, оценивают данные БКИ. И если вы в БКИ, то кредит вам не выдадут.

Как видите, букет негативных правовых последствий широк. Спасти от участи попадания в РНП, взыскания неустоек по госконтракту может только правильная досудебная работа…

Причины «слива» госконтрактов.

Наиболее распространены две.

Первая, вы попали не в свой тендер, т.е. заказчик договорился с нужным подрядчиком и делал тендер под него. Но появились вы и формально госзаказ выиграли. Это нарушило чьи-то личные финансовые планы.

Вторая, некорректно поставленное техническое задание, т.е. госзказчик не предусмотрел необходимые работы/услуги в ТЗ и начинает требовать их выполнения в процессе исполнения от вас, либо существенно меняет требования, то есть перекладывает на плечи подрядчика дополнительные расходы, которые убьют рентабельность проекта. Либо подрядчик некорректно оценил ТЗ.

Рассмотрим на конкретном примере:

Дано: госконтракт на оказание услуг по разработке программного обеспечения. Его цель – создать работоспособную программу обучения сотрудников госзаказчика. Программа должна быть установлена на «железе» госзаказчика, поэтому первым этапом работ стороны определили «анализ ифраструктуры заказчика».

Проблема: В процессе анализа заказчик вспоминает, что «забыл» указать в ТЗ объем курсов. У нас же программа обучения. Указал. Подрядчик проводит анализ и приходит к выводу: «Не потянет Система работу на таком железе и с таким объемом курсов обучения». Выходов два: меняйте ТЗ (скромнее запрос по параметрам функционирования) или берите в аренду серверы. 

Конфликт: госзаказчик провести тендер заново не может. Его бюджета на аренду серверов не хватит, а изменить ТЗ не дадут вышестоящие товарищи. Вывод напрашивается сам собой – сделать крайним подрядчика.

Как это происходит:

Во-первых, госзаказчик не подписывал технический проектболее 2-х месяцев при общем сроке контракта 6 мес. В рамках контракта, техпроект был детализированным техническим заданием, которое написал подрядчик по итогу анализа «железа» госзаказчика.

Во-вторых, не согласовывал способ исполнения госконтракта– программу (платформу разработки), на которой и будет создаваться система обучения, т.е. подрядчик просто не мог приступить к основному массиву работы.

В-третьих, заявлял не имеющие отношения к работам претензиипо промежуточным результатам.

Защита подрядчика: «Молчание – знак согласия»

Запомните, если подрядчик молчит по заявленным претензиям, он с ними соглашается. СМС и звонки ответственным чиновникам с целью «порешать вопрос» не помогут. А действовать следует по такому плану.

Первое, приостановить выполнение работ и уведомить заказчика в порядке ч.1 ст. 719 ГК РФ. Закон8 дает такое право, когда заказчик забывает о своих встречных обязательствах к подрядчику: предоставить необходимую документацию или информацию, допустить на объект заказчика, без которых исполнение контракта невозможно.

Уведомление полезно тем, что с момента его получения прекращают течь сроки исполнения контракта, то есть штрафные санкции к подрядчику уже не применить9.

Если заказчик не устранил обстоятельства, препятствующие исполнению госконтракта, то переходим к следующему шагу.

Второе, направляем уведомление об одностороннем расторжении госконтрактапо ч.2 ст. 719 ГК РФ. Подрядчик вправе расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, если у заказчика есть такое право по контракту. Если в течение 10 дней с момента получения уведомления госзаказчик не устранил спорные обстоятельства, то контракт расторгнут.

В госконтракте есть нюансы направления корреспонденции – она дублируется почтой физической и электронной: 

«Из толкования положений ч. 12 ст.

95 Закона следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе»10.

Третье, подаем в суд иск о признании госконтракта расторгнутым. При рассмотрении иска учитывайте особенности такой категории дел.

Суды считают святой обязанностью подрядчика приостановить работы, а только потом односторонне расторгнуть госконтракт.

Все судьи признают, что уведомление об обстоятельствах, препятствующих исполнению госконтракта, должно быть своевременным11, если не немедленным12 и обоснованным.

Суды при рассмотрение иска о расторжении обязаны исследовать переписку сторон13. Мэйлы, с которых она ведется или адреса рабочих групп стоит легализовать с госзаказчиком через протокол совещания.

Суд признает госконтракт расторгнутым и снимет угрозу быть внесенным в РНП либо оштрафованным. Соответственно, выплату по банковской гарантии можно взыскать с госзаказчика в составе убытков.

Резюме подрядчику: корректная оценка технического задания и правильная досудебная работа избавят от головой боли и рисков участия в госзакупках.

* * * * * 

Примечания: 

  1. Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.
  2. Пункт 9 статьи 103 ФЗ 44.

Источник: https://pravorub.ru/articles/94848.html

Как 44-ФЗ стимулирует добросовестность поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Далеко не всегда стремление «отдать» контракт знакомым обязательно обусловлено коррупцией — часто здесь присутствует элемент личного доверия. Доверяю поставщику — с ним и заключаю договор: «этот не подведет».

К поставщикам, появляющимся из конкурса, такого доверия нет: сорвет сделку, поставит некачественный товар, нарушит сроки… В ситуации, когда большинство контрактов заключается «в последний момент», срыв контракта нанесет удар не только по репутации, но и по финансированию бюджетополучателя в будущем.

В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.

Остановимся на нескольких из них подробнее.

1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.

Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.

Об этом мы писали в новости от 24 декабря 2013 года. Эта информация актуальна и сейчас. Однако Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ внесено существенное изменение.

Если прошлая редакция 44-ФЗ предусматривала, что заказчик обязан проверить, что поставщик отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков, сформированному по закону № 44-ФЗ, то в редакции закона от 28.12.

2013 он вправе это сделать (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).

В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ (ч. 2 ст. 19) и в 44-ФЗ (ч. 2 ст. 104) практически идентичны. Напомним, это:

  • уклонение от заключения контракта (в том числе непредоставление в срок обеспечения исполнения контракта);
  • расторжение контракта по решению суда (в 94-ФЗ была оговорка: «при существенном нарушении условий контракта»);
  • принятие заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий второй стороной.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ).

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры

Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ч. 2 и ч. 8 ст. 96 44-ФЗ).

«Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ:

  • от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.

Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в ст. 37 № 44-ФЗ, именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.

Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.

Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.

Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:

  • если сумма сделки составляет более 15 млн. руб., поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере (но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса) (ч. 1 ст. 37 44-ФЗ);
  • если сумма сделки 15 млн. руб. и менее, то поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере или подтверждает свою добросовестность на дату подачи заявки (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.

Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:

  • Участник закупки исполнил 3 и более контрактов в течение 1 года до подачи заявки без неустоек;
  • Участник исполнил 4 и более контрактов в течение 2 лет до подачи заявки, из них без штрафов и пеней исполнено не менее чем 75% контрактов;
  • Участник в течение 3 лет до подачи заявки исполнил 3 и более контрактов без штрафов и пеней.

При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно.

Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели (ч. 4 ст. 37 44-ФЗ).

При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта (ч. 5 ст. 37 44-ФЗ).

Третий — обоснование предлагаемой цены.

Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).

Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

Как известно, цена контракта является значимым критерием оценки заявок на открытом конкурсе и порою решающим. Теперь у заказчика есть право существенно уменьшать значимость этого критерия.

В случае демпинга значимость цены контракта устанавливается равной 10 % от суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Только это правило применимо исключительно для участников конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции

Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.

Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».

Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц (пп. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

Второй шаг направлен против мздоимства: «Контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц» (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ).

Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.

В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн.

рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ).

Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком).

При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

Надежда Абакумова, эксперт ЦЭПМ «Консультант»

Источник: https://kontur.ru/articles/1061

Чем отличается исполнитель от подрядчика и поставщика?

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией. Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон. Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:

  • Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
  • Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
  • Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.

На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой. Как же определить, в чем между ними разница? Самый верный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это определение, по какому типу договора он работает.

Поставщик (продавец) осуществляет свою деятельность по договору поставки, это один из видов соглашения купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ).

Такого типа соглашения заключаются чаще всего, когда речь идет о передаче за плату в оговоренный срок каких-либо товаров, применяемых в производственной, предпринимательской или иной деятельности.

О личном, домашнем пользовании здесь речь не идет.

Подрядчик работает по договору подряда (статья 702 ГК РФ). Он предусматривает возмездное исполнение заданных работ с обязательной передачей заказчику результата своей деятельности.

Исполнитель руководствуется договором по возмездному оказанию услуг (статья 779 ГК РФ), по которому он обязан выполнить некие действия в интересах заказчика либо проводить определенную полезную деятельность в обмен на финансовое вознаграждение.

Различия между видами деятельности

Таким образом, все перечисленные участники проекта в своей деятельности опираются на нормы гражданского права, однако регулируются различными его статьями, что приводит к отличиям в их работе. Исходя из вышеуказанного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, можно сделать такие выводы:

  • Когда речь идет о поставщике, то имеется в виду не выполнение работ или оказание услуг, а именно передача (отгрузка) какого-то товара, приобретенного или произведенного самостоятельно.
  • При выполнении работы по подрядному договору главным показателем является осязаемость результата, этим он отличается от услуги. В таком контракте характеристики конечного результата всегда четко регламентируются на этапе составления договора. Оплата осуществляется за конечный результат.
  • Особенностью договора по оказанию услуг является то, что оплата исполнителю совершается за сам факт выполнения определенных действий с его стороны. При этом результат его услуг не играет существенной роли. Например, исполнитель оказал консалтинговую услугу по возможности инвестирования средств в определенную сферу деятельности, за что получил вознаграждение. Заказчик же может принять решение, как прислушавшись к совету, так и проигнорировав его.

Если с поставщиками ситуация ясна, то в паре «подрядчик — исполнитель» могут время от времени возникать затруднения, например, ремонт квартиры – это работа или услуга.

Правоведы рекомендуют в таких случаях обращать внимание на такое существенное отличие: работа предполагает обязательное наличие какой-либо вещественно-материальной формы, а услуга – не всегда.

Таким образом, ремонт – это работа, и ее выполняет подрядчик, а юридическая консультация или обучение – это услуга, оказанная исполнителем.

Предмет договора и отличия между соглашениями оказания услуг и подряда

Исходя из такого способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя составляются различные договора, которые регламентируют ответственность сторон за свои действия. Соглашения о подряде и возмездном оказании услуг регулируют отношения, имеющие ряд сходных черт.

В случае спора по плохо прописанным договорам суд по своему усмотрению может квалифицировать взаимные отношения между сторонами и применять те правовые нормы, которые могут быть невыгодны для одной или обеих сторон сделки.

Поэтому важно всегда четко обозначать в соглашении его предмет.

Скачать образец договора о безвозмездном оказании услуг.

Согласно с Гражданским кодексом, к договору оказания услуг относятся услуги аудиторские, медицинские, связи, информационные, консультационные, образовательные, туристические.

В то же время, нормами законодательства не регулируются такие услуги, как хранение, перевозка, банковские вклады, комиссии, поручения. Описывая предмет подобного договора, нужно очень четко указывать, какая именно услуга имеется в виду.

В договоре подряда предметом является вещь, созданная (построенный дом) или измененная (отремонтированный телевизор) подрядчиком. Результат работы должен быть гарантированным и существовать независимо от подрядчика. Этот результат заранее описывается в задании заказчика.

Самый сложный момент – когда при оказании услуг создается какой-то материальный результат, скажем, сертификат об обучении. Тогда специалисты советуют оформлять договор оказания услуг при условии, что полученный результат является неотъемлемой частью действий, направленных на оказание услуги.

Договор на оказание услуг может быть прерван сторонами в любой момент, а инициатор расторжения оплачивает другой стороне убытки.

В договоре полряда ситуация сложнее: заказчик может отказаться от контракта в любой момент, оплатив подрядной организации сумму, пропорциональную уже исполненным работам.

Подрядчик же может прервать сотрудничество исключительно в случаях, установленных законом, а сумму компенсации определяет суд.

Также к существенным отличиям можно отнести то, что услуги оказывает непосредственно исполнитель (если не оговорено иного), а подрядчик по сложившейся традиции для выполнения отдельных работ, как правило, имеет возможность привлечь третью сторону.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/uchastniki/podryadchik-chem-otlichaetsya-ot-ispolnitelya.html

Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться

Как отличить надежного подрядчика от недобросовестного поставщика

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.

Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.

ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.

Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.

В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

Заключаем контракт

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.

Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.

Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.

В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.

Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.

Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.

В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.

Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.

Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Исполняем контракт

Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению.

Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект.

В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.

В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.

Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде.

Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ.

При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.

В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо.

Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом.

Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.

Последствия недобросовестных действий заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.

Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом.

Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.

При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.

Предупрежден — значит вооружен

Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.

Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.

Источник: https://lwise.pro/nedobrosovestnye-goszakazchiki-i-kak-s-nimi-borotsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.