Как обжаловать действия, ограничивающие конкуренцию
Жалоба на недобросовестную конкуренцию в ФАС
Недобросовестная конкуренция – это любые действия, направленные на получение определенных преимуществ при осуществлении коммерческой деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства и создают неравные условия для развития и освоения рынка. За счет этого компания или индивидуальный предприниматель лишается возможности полноценно продвигать свои услуги, продавать товары и наращивать базу клиентов из-за их оттока к конкуренту, что приводит к сокращению объемов прибыли или прямым убыткам.
В виду того, что недобросовестная конкуренция может стать причиной банкротства или прекращения коммерческой деятельности, оказавшись в такой ситуации, следует постараться как можно быстрее выявить нарушителя и подать жалобу на его действия, что предусмотрено положениями антимонопольного законодательства. Кроме того, в судебных инстанциях можно попытаться получить компенсацию убытков, если удастся доказать, что они возникли по вине конкурента.
На что можно пожаловаться
Для создания положительного имиджа и популяризации реализуемых товаров (услуг) компании тратят колоссальные финансовые ресурсы на свое развитие, совершенствование линейки продуктов, разработку торговых марок и их рекламу. Но все это может не привести к желаемому результату, если ее конкурент решит действовать незаконными методами, такими как:
- Распространение заведомо неточных, искаженных и ложных сведений. Под этим подразумевается любое публичное сообщение (в том числе и в Интернете) о фактах или событиях, которых точно не было в действительности. Кроме того, нарушением может считаться то обстоятельство, что конкурент сообщил о себе ложные сведения (например, указал в качестве своего постоянного клиента какую-то известную личность), чтобы улучшить имидж своей компании.
- Некорректное сравнение товаров или услуг для дискредитации компании или ее продукции. За счет этого у потребителей формируется предвзятое отношение, и они начинают все чаще приобретать товары только определенного производителя.
- Распространение недостоверных сведений о месте производства, качестве товара, его свойствах и условиях использования. Чтобы получить конкурентное преимущество, компания может указать на использование эксклюзивных технологий или публиковать на своем сайте заведомо ложную информацию о низком качестве товаров конкурентов.
- Введение в оборот нового товара с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности (другого предприятия или организации). Типичный пример – это когда новая компания при выходе на рынок регистрирует торговую марку, внешний вид которой имеет много общего с популярной торговой маркой другого предприятия. Как вариант, чтобы быстро увеличить объемы сбыта без больших денежных вложений, может использоваться другой эффективный прием недобросовестной конкуренции: продажа товара в упаковке, цвет, форма и оформление которой полностью идентичны фирменной упаковке узнаваемого бренда.
- Использование, получение и разглашение информации, которая является коммерческой тайной (это может быть состав ингредиентов продукции, технологический процесс и т. д.). Под этим подразумевается нарушение режима конфиденциальности, что приводит к убыткам и финансовым потерям.
- Реализация планомерной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов. В большинстве случаев речь идет о демпинге – намеренной продаже товаров по заниженной цене (даже ниже себестоимости).
- Силовое воздействие: поджоги, шантаж, физическое устранение, демонстрация силы и т. д.
- Уклонение от налогов через серую зарплату: конкурент выплачивает работникам минимальный оклад официально, а оставшуюся сумму выдает наличными.
- Прием на работу нелегальных сотрудников, готовых трудиться без соцпакета и трудового договора.
Куда можно обратиться
Выявив факты, указывающие на недобросовестную конкуренцию, следует как можно быстрее предпринять соответствующие меры, чтобы защитить свою деловую репутацию и наказать нарушителя. Для этого можно обратиться в следующие инстанции:
- Средства массовой информации (которые опубликовали заведомо недостоверную информацию).
- ФАС.
- Суд.
Важно! Если компания или предприниматель планирует получить возмещение за понесенный ущерб, то в любом случае не удастся избежать судебного разбирательства.
Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.
Предпочтительно, чтобы такая жалоба была составлена в письменном виде на фирменном бланке компании.
В ее тексте следует привести обоснованные доводы, почему размещенная информация не соответствует действительности, и потребовать немедленно ее удалить или сделать недоступной для читателей.
Важно также упомянуть, что если СМИ не опубликует материалы для восстановления имиджа и репутации бизнеса (не даст соответствующее опровержение), то будет инициировано судебное разбирательство для получения денежной компенсации причиненных недостоверной публикацией убытков.Для подачи жалобы в СМИ можно воспользоваться контактной информацией, размещенной на ее сайте. Но если компания (предприниматель) планирует обращаться в ФАС и суд для защиты своих прав и законных интересов, то ей стоит сохранить порочащую ее публикацию, которая будет указывать на использование конкурентом недобросовестных методов продвижения своих товаров или услуг.
Внимание! Чем быстрее проблема будет локализована, тем меньше будет ущерб от недобросовестной конкуренции.
Функция контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в РФ возложена на Федеральную антимонопольную службу, куда следует подать жалобу в том случае, если был выявлен факт использования любого метода недобросовестной конкуренции.
Если поводом для такого обращения стала публикация недостоверной информации в СМИ, то это можно сделать даже после того, как компрометирующий материал будет удален и вместо него будет размещено опровержение ранее поданных сведений.
Предпочтительно, чтобы у заявителя были материалы, указывающие на несоблюдение норм антимонопольного законодательства, так как наличие доказательств во многом упростит и ускорит процедуру рассмотрения претензии.
Пожаловаться на недобросовестную конкуренцию в ФАС можно:
- Почтовым отправлением. Направить письмо можно как в Центральный аппарат, так и в свое региональное подразделение, руководствуясь контактной информацией, размещенной на официальном сайте fas.gov.ru/pages/contacts/contact-info/. Если у заявителя есть доказательства, указывающие на нарушение закона или позволяющие определить, кто использовал противоправные методы ведения конкурентной борьбы, то можно приложить их в виде дополнительных материалов (например, это может быть копия сообщения в газете, фотография рекламы и т. д.), сделав предварительную подробную опись таких документов. При наличии доказательств можно рассчитывать на минимальный срок рассмотрения жалобы и принятия мер в отношении нарушителя. По умолчанию ответ на письменное обращение будет выслан на почтовый адрес, но если заявитель хочет, чтобы о результатах рассмотрения ему пришло извещение на электронный адрес, эту информацию следует указать в тексте документа. Для составления жалобы на недобросовестную конкуренцию в ФАС можно руководствоваться таким образцом.
- В форме электронной жалобы, направив онлайн письмо на адрес delo@fas.gov.ru. Чтобы в ФАС не отказали в рассмотрении жалобы, ее следует подать в виде вложения, сделав фотокопию документа, составленного на бумажном носителе (важно наличие собственноручной подписи заявителя). В тексте должны быть указаны все необходимые сведения, обстоятельства и факты, которые могут иметь значение при рассмотрении жалобы на недобросовестную конкуренцию. Дополнительно можно приложить электронные файлы (фотографии, видеозаписи и т. д.) объемом до 8 Мб, подтверждающие достоверность обозначенных в жалобе сведений.
- Факсимильной связью (актуальный номер факса можно узнать на сайте ФАС). Но если в дальнейшем заявитель планирует отстаивать свои интересы в суде и хочет получить денежную компенсацию причиненного ущерба с нарушителя, ему лучше воспользоваться другим вариантом подачи жалобы, тем более что по факсу не всегда можно предоставить доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о конкуренции.
- Передать заявление о недобросовестной конкуренции в общественной приемной одному из руководителей Федеральной Антимонопольной Службы или уполномоченному лицу. Ознакомиться с порядком организации приема граждан можно на fas.gov.ru/pages/contacts/obshhestvennaya-priemnaya.html.
- Онлайн через сервис на сайте fas.gov.ru/approaches/send_to_fas, выбрав соответствующий вид обращения (жалоба). В процессе заполнения электронной формы пользователь должен будет указать ее получателя (управление Ведомства), способ предоставления ответа, свои личные данные и кратко описать ситуацию или действия конкурента, которые вынудили его обратиться в ФАС для защиты своих прав и законных интересов. К форме можно прикрепить один или несколько файлов объемом не более 2 МБ, а если в Ведомство нужно передать более объемный электронный документ, то его можно переслать на интернет-ящик ФАС.
Важно! Жалоба, направленная в Центральный аппарат, может быть передана для рассмотрения в региональное подразделение.
Использование методов недобросовестной конкуренции влечет за собой административную ответственность при условии, что это будет доказано в ходе судебного разбирательства. Кроме того, пострадавшее лицо (компания, индивидуальный предприниматель и т. д.
) может обратиться в арбитражный суд для компенсации причиненного ущерба, если он был получен вследствие использования конкурентом незаконных способов ведения бизнеса, что будет подтверждено соответствующими материалами или документами.
С другой стороны, подать иск может и та сторона, которая была уличена ФАС в недобросовестной конкуренции, если она не согласна с принятым решением и хочет добиться отмены штрафных санкций в судебном порядке.
Успех судебного процесса во многом зависит от объема доказательной базы и опыта юриста, который будет представлять в суде интересы пострадавшего лица.
Если ему удастся доказать, что действия конкурента были недобросовестны и противоречили не только деловой этике, но и нормам профильного законодательства, в отношении нарушителя будут использованы методы дисциплинарного воздействия, предусмотренные действующим законом.Ему также могут запретить использовать узнаваемый «чужой» бренд, выпускать продукцию в упаковке, которая похожа на упаковку известной торговой марки, или в принудительном порядке заставят дать опровержение недостоверной информации.
Но в то же время в удовлетворении иска может быть отказано, если потерпевшая сторона предоставит в суд недостаточный объем доказательств или доводы ее юриста окажутся неубедительными, что в итоге определит весь исход процесса. Единственная возможность избежать подобной ситуации – это воспользоваться помощью квалифицированного юриста, который специализируется на рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции.
Подать иск в арбитражный суд следует по месту регистрации, руководствуясь контактными данными, размещенными на сайте www.arbitr.ru/.
Важно! Если заявитель не захочет тратить время на разбирательство с ФАС и сразу же обратится в суд, то ему могут отказать в рассмотрении иска, мотивировав такое решение тем, что подобные дела – это компетенция ФАС.
Чтобы подать жалобу на недобросовестную конкуренцию, следует руководствоваться такими законодательными актами:
Источник: https://xn----7sbabf2al2alrezou2k.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F/
Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ
В современном мире практически каждый может попробовать себя в роли бизнесмена. Из-за этого на рынке достаточно хорошо себя чувствует конкуренция, условий для ее существования и развития во многих отраслях много. Однако многие вследствие ведения нечестной борьбы могут попытаться ограничить конкуренцию противника, но тут же получат за это наказание по определенным критериям.
Сегодня мы поговорим про понятие такого экономического преступления, виды и нормы в законах, например, ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Особенности злодеяния
Сразу же возникает вопрос: «Как же действовать в условиях соперничества, если ограничивать конкуренцию нельзя?». Частично ответить на него позволяет определение конкуренции – состязательность двух субъектов в рамках уменьшения тотального влияния какой-либо из сторон на состояние рынка.
Достаточно важно, чтобы недовольная сторона четко знала, к какому нормативному акту необходимо обратиться в случае возникновения ограничения конкуренции. Это значительно упрощает и ускоряет процесс подачи жалобы и рассмотрения дела.
О размере ущерба при ограничении конкуренции расскажет этот видеосюжет:
Понятие и правовая характеристика
Посягательство на свободу конкуренции и ограничение монополистической деятельности, нарушение баланса рыночной экономики является ограничением конкуренции.
Почти всегда это понятие шагает рядом с антимонополией.
Монополистическая деятельность также направлена на устранение, ограничение или запрет конкуренции, что противозаконно, реализуется она хозяйствующими субъектами или федеральными органами исполнительной власти.
Объектом большинства преступлений по ограничению конкуренции является целостность рыночного равновесия, объективная сторона создается при ее нарушении. Субъекты:
- Руководители коммерческих (некоммерческих) организаций;
- Руководители объединений (коммерческих);
- ИП (индивидуальные предприниматели);
- Должностное лицо федеральных, субъектных исполнительных органов;
- Должностные лица органов местного самоуправления.
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Совершение монополистических действий и ограничения конкуренции служат основой состава преступления. Особый вид состава дополнен сговором группы лиц и/или согласованными действиями, направленными на реализацию состава преступления.
Квалифицирующим признаком ограничения конкуренции является нарушение одного или нескольких условий гармоничного функционирования рынка, выражается оно в следующих характеристиках:
- Фиксация цен на уровне монопольно высоких или низких;
- Ограничение выхода на рынок конкурента;
- Сговор по захвату сегмента рынка;
- Установка и удержание определенной единой цены;
- Незаконное устранение соперников с рыночного поля.
О том, что говорит УК РФ в отношении недопущения ограничение или устранения конкуренции, читайте далее.
Нормы, регулирующие вопрос
За законность рынка отвечают статьи разной степени нормативных документов:
- УК РФ – 178 статья – непосредственно преступление в ограничении конкуренции;
- КоАП – 14.9 – ограничение только органами власти;
- Федеральный закон – 135 – защита конкуренции.
В некоторых случаях ограничения конкуренции применяются и статьт ФЗ № 44.
Наиболее полно раскрыта тематика данного преступления в Федеральном законе под номером 135. В нем по частям описаны все квалифицирующие признаки, суть преступления, описание действий антимонопольной структуры, правила государственного контроля.
Про ограничение конкуренции по срокам, по территориальному и иным признакам расскажем далее.
О внесении некоторых изменений в законодательство об ограничении конкуренции расскажет это видео:
Виды
Вопрос классификации ограничений конкуренции достаточно обширен, так как не совсем честные бизнесмены достаточно изобретательны в попытках добиться максимального дохода и захвата рынка товаров. Разобьем все ОК на три большие подгруппы:
Агрессивное использование преимущества
Агрессивное использование преимущества:
- Диктат ценовой политики;
- Ничем не обоснованная разная оценка одинаковых товаров, отмена производства популярного товара, блокировка выполнения договорных обязательств с потребителем;
- Формирование условий дискриминации;
- Территориальные запреты распространения (если особые условия не указаны в соответствующих документах);
- Препятствие появлению новых компаний на рынке.
Создание соглашений
Создание ОК соглашений, согласованные действия хозяйствующих субъектов:
- Создание картелей – объединение организаций, позволяющее сохранять независимость ее участникам, но в общем массиве придерживаться одной политики поведения (самое опасное формирование по отношению к антимонопольному закону);
- Согласованные не вынужденные условиями действия хозяйствующих субъектов.
Действия органов власти
Акты, действия, бездействие органов власти:
- Ограничивающие создание новых организаций;
- Устанавливающие запреты на реализацию определенных функций производства;
- Незаконно препятствующие деятельности организации;
- Формирующие определенные предпочтения покупателей по отношению к каким-либо предприятиям.
Как подать жалобу в ФАС?
Если вы считаете, что конкуренты создают какие-либо из вышеназванных условий нездоровой конкуренции, то для начала необходимо проконсультироваться со специалистами в сфере антимонополии. Вопрос ОК достаточно тонок и не всегда ваши догадки будут действительно нарушением законодательства.
Затем составляется жалоба в ФАС на ограничение конкуренции по образцу:
Документ будет рассмотрен в центральной ФАС или в ее территориальном отделении в течение месяца (с возможным продлением до еще двух месяцев).
Правовое регулирование
В последние годы даже обычные граждане часто слышали выражение «антимонопольные службы». Это свидетельствует о том, что политика государства в данном вопросе достаточно четко описана, сфера тщательно изучается и многие ее аспекты освещены в текущем законодательстве.
Ограничение конкуренции и монополистическая деятельность ограничивается законами и нормативными актами, например, Постановлениями Правительства. Существуют статьи в Гражданском Кодексе, позволяющие еще более полно раскрывать ситуацию.
Про недопущение ограничения или устранения конкуренции, штраф и другие типы наказания, уголовную ответственность, расскажет следующий раздел.
Наказание и ответственность
Так как правовых документов в данной теме большое количество, наказания рассмотрим непосредственно касающиеся совершения преступления. КоАП предусматривает наказания для должностных лиц за ограничение конкуренции в виде штрафа (15-50 тыс. руб), а также дисквалификацию на три года.
178 УК РФ позволяет наказывать нарушителя:
Работы и лишение свободы сопровождается запретом занимать нарушителем определенных должностей.
Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности — частая тема в судебной практике, поговорим о ней далее.
Судебная практика
- Подсудимый получил взятку и указания действовать в интересах компании, которую представляло дающее взятку лицо. Защита пыталась доказать, что в данном действии присутствовал сговор, но суд решил, что состава преступления по статье 178 УК РФ в действиях подсудимого нет.
- Компания проводила незаконный конкурс по отбору управляющих компаний. На скамье подсудимых сотрудник компании, который свою вину не признавал. По статье 14.9 судом был назначен штраф 15 000 рублей.
О конкуренции и ее ограничении среди поставщиков расскажет специалист в видеосюжете ниже:
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/ekonomicheskie/ogranichenie-konkurentsii.html
Обращение в ФАС о недобросовестной конкуренции: правила подачи жалобы и случаи отказа в рассмотрении
Для того чтобы все действующие субъекты хозяйственно-экономических правоотношений получили возможность работать в равных условиях с экономической точки зрения, в Российской Федерации были приняты нормы права, направленные на защиту свободной конкуренции в государстве. Однако в некоторых случаях эти нормы нарушаются, что влечет за собой ограничения такой конкуренции.
Основные случаи нарушения добросовестной конкуренции
К числу таких случаев относятся:
- действия, которые направлены на получение преимущества в осуществлении деятельности, носящей характер предпринимательской;
- мероприятия, которые по своему содержанию и характеру противоречат законодательству Российской Федерации, а также сложившимся обычаям делового оборота и иным нормативным актам и правилам справедливости, которые используются в сфере экономических правоотношений;
- действия, уже причинившие какие-либо убытки конкурирующим организациям, а также вред деловой репутации таких организаций, либо если такие действия могут создать такие негативные последствия.
Каждый из перечисленных типов случаев нарушения свободной конкуренции по итогам выявления наказывается Федеральной антимонопольной службой, поставленной следить за порядком соблюдения действующего антимонопольного законодательства.
Порядок и правила составления и подачи жалобы в ФАС
Правила, которыми следует руководствоваться при составлении жалобы в Федеральную антимонопольную службу, а также порядок подачи такой жалобы в случае выявления факта нарушения законодательства о добросовестной конкуренции содержатся в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 27 июня 2006 года за номером 135-ФЗ. В соответствии с положениями данного закона, а также на основании сложившейся практики правоприменения (в силу отсутствия конкретных требований к оформлению жалобы) оформление подаваемого документа должно выглядеть следующим образом:
- в титульной части заявления (жалобы) следует указать сведения о том территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, куда происходит обращение. В случае если известны данные о руководителе такого подразделения, следует адресовать документ именно ему);
- титульная часть продолжает заполняться сведениями о заявителе (указываются актуальные контактные данные, которые в последующем будут использованы для связи с заявителем, например, для приглашения на заседание);
- в титульной же части указываются сведения о том юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, который совершает действия, подразумевающие нарушение законодательства о конкуренции, либо в отношении которого имеются четко зафиксированные факты такого нарушения (сведения должны позволять не только идентифицировать такого нарушителя, но и позволять выйти с ним на связь для приглашения на разбирательства);
- в основной части происходит описание выявленного факта (или группы фактов) нарушения действующего законодательства о защите свободной добросовестной конкуренции, а также указываются те нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены.
Куда подавать и способы подачи
Подача жалобы (а также доказывающих документов при наличии) происходит в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по месту фиксации нарушения или по месту нахождения потерпевшей стороны. Современная система работы Федеральной антимонопольной службы дает право подать жалобу в одном из трех видов:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- лично или посредством услуг почтовых операторов в виде бумажного пакета документов. Каждый документ должен быть предоставлен в оригинале и подписан либо руководителем того юридического лица, которое данную жалобу направляет, либо уполномоченным сотрудником такого юридического лица;
- посредством специального функционала на официальном сайте ФАС. В этом случае документы должны быть подписаны квалифицированной (усиленной) электронной цифровой подписью;
- с помощью письма по электронной почте на специальный адрес Федеральной антимонопольной службы. Такое письмо также подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью.
Дата рассмотрения жалобы назначается только после того, как предоставленный пакет документов прошел регистрацию.
Сроки подачи и рассмотрения жалобы
Подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу должна быть осуществлена в рамках установленных законом сроков. Предельный срок для подачи документов составляет не более трех месяцев с момента выявления факта нарушения. На практике документы можно подать даже на следующий день после фиксации конкретного нарушения.
Если по каким-то причинам срок был пропущен, он может быть восстановлен на основании соответствующего решения суда, если заявитель доказал, что пропуск осуществлен по уважительной причине.
После подачи жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента получения полного пакета документов. Предельный срок такого рассмотрения составляет не более тридцати дней со дня, следующего за днем регистрации.
Если при рассмотрении поданных документов установлены какие-либо иные факты, требующие дополнительного расследования, срок рассмотрения может быть увеличен специальным постановлением, но не более, чем на один месяц (то есть на тридцать дней). По истечении такого срока должно быть вынесено соответствующее решение.
Когда могут отказать?
В рассмотрении жалобы сотрудники Федеральной антимонопольной службы имеют право отказать в определенных случаях. Отказ оформляется чаще всего еще на этапе регистрации поданных документов. К числу основных причин для отказа относятся:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- подача анонимного заявления. В случае если сотрудникам удалось расшифровать адрес отправителя, ему направляется ответ с предложением оформить поданные документы в соответствии с требованиями законодательства, в том числе идентифицировать заявителя;
- в тексте заявления содержатся угрозы в адрес сотрудников Федеральной антимонопольной службы;
- по одной и той же причине было подано несколько заявлений, при этом даны исчерпывающие ответы, а новых фактов не появилось;
- одновременно осуществлена подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу и в судебные органы по одному и тому же вопросу;
- поданные в электронной форме документы не подписаны квалифицированной электронной цифровой подписью.
Ответ об отказе в принятии документов направляется заявителю (при условии возможности его идентификации) в письменной форме. Если жалоба подана анонимно, то ответ на нее готовиться не будет.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/nedobrosovestnay-konkurencia.html
Образец жалобы в фас на ограничение конкуренции и ее подача — Сайт о
Жалоба в ФАС на заказчика — это не единственная возможность поставщика защитить свои права. По Закону о контрактной системе, основным органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, является ФАС России. Но существуют и альтернативные инстанции.
Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС. Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров:
- уполномоченные по правам предпринимателей;
- органы государственного финансового контроля;
- прокуратура.
Обращение в любую из инстанций не ограничивает право поставщика подать также заявление в арбитражный суд.
Скачать образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции |
Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей
Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Система уполномоченных состоит из:
- уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
- уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.
Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).
Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная». В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.
https://www.youtube.com/watch?v=2ZbMYe20C7E
Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.
Уполномоченные имеют право:
- разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;
- передавать жалобу в соответствующий госорган для решения по существу (ФАС, прокуратура, следственные органы);
- обращаться в суд;
- направлять в госорганы обращения о привлечении виновных лиц к ответственности;
- направлять заказчикам рекомендации по восстановлению нарушенных прав.
Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля
Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов).
Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.
Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств: расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.
Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная». Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации.
На основании поступивших жалоб контролеры:
- проводят внеплановые проверки;
- выдают предписания об устранении нарушений;
- составляют протоколы об административных правонарушениях;
- обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.
Как обратиться в прокуратуру
В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.
Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:
- ограничения конкуренции;
- коррупционной составляющей;
- нарушений при расходовании бюджетных средств;
- других случаях нарушения закона.
Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.
По результатам работы с жалобой прокурор может:
- возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
- выдать заказчику представление об устранении нарушений;
- направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
- составить протест на правовой акт.
Эти инструкции отвечают и на вопрос, куда жаловаться на прокуратуру. Но в рамках 44-ФЗ это можно сделать, только если прокуратура выступает госзаказчиком.
Источник:
Как составить жалобу в ФАС
Государство гарантирует прозрачность и общедоступность закупок для федеральных и региональных нужд.
Предприниматель, который посчитает, что при отборе победителя его права были нарушены, всегда может пожаловаться на действия заказчика, нарушение процедур, иные обстоятельства, поставившие его в неравное положение с остальными участниками. Разберемся, как подать жалобу антимонопольщикам.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:
- способ и условия определения победителя;
- порядок определения начальной цены контракта;
- процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
- процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
- требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде
Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.
Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту delo@fas.gov.ru.
Обязательными сведениями являются:
- данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
- информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
- номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
- причина обращения;
- документы, подтверждающие доводы заявителя;
- перечень прилагаемых бумаг.
На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.
Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».
Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям . Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.
Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы
Что обжалуется | В какие сроки подавать |
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего | В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола |
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона | В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
|
документации о закупке | До окончания установленного срока подачи заявок |
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке | В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия) |
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта | Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта |
Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня.
В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.
Когда могут отказать
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
- Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
- Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
- В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
- Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Как составить жалобу в ФАС на ограничение конкуренции?
Жалоба в ФАС на заказчика — это не единственная возможность поставщика защитить свои права. По Закону о контрактной системе, основным органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, является ФАС России. Но существуют и альтернативные инстанции.
Кто защищает интересы поставщиков в сфере госзакупок
Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС. Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров:
- уполномоченные по правам предпринимателей;
- органы государственного финансового контроля;
- прокуратура.
Источник: https://akhty-mr.ru/banki-i-kredity/obrazets-zhaloby-v-fas-na-ogranichenie-konkurentsii-i-ee-podacha.html
Как обжаловать действия, ограничивающие конкуренцию
Обеспечение конкуренции является основополагающим принципом контрактной системы. В чем может выражаться ее ограничение и куда можно обратиться, чтобы обжаловать действия, ограничивающие конкуренцию, расскажем в этой статье.
Случаи ограничения конкуренции в области торгов детально прописаны в п. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон №135-ФЗ). К ним относятся:
- сговор между организаторами торгов и участниками последних с целью создания преимуществ для определенных лиц, участвующих в торгах и ограничения конкуренции;
- создание для некоторых участников торгов преимуществ, выражающихся, в том числе в виде доступа к информации;
- допущение нарушений в ходе выявления победителя торгов;
- непосредственное участие организаторов торгов и/или их сотрудников в торгах.
Наиболее опасным случаем нарушения конкуренции является сговор или координация действий организаторов торгов и лиц, принимающих участие в таких торгах, которые могут заключаться в следующем:
- намеренное завышение цены частью участников;
- отказ части участников от представления своих предложений.
и другие организованные действия, целью которых служит обеспечение победы определенного участника.
Такие соглашения, как правило, предусматривают выплату определенной компенсации участникам, заведомо проигравшим торги.
Обжалование действий в рамках Закона № 135-ФЗ
В пп. 1 п.1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ установлен порядок рассмотрения ФАС жалоб на нарушение:
- процедуры торгов;
- порядка подписания договора;
- порядка проведения процедур, включенных в списки процедур в сфере строительства.
В порядке указанной статьи производится рассмотрение жалоб при нарушении процедур, предусмотренных:
- статьями 447-449 ГК РФ и специальными законами для проведения торгов в рамках банкротства, исполнительного производства, продаже госимущества на аукционе;
- 223-ФЗ, за исключением жалоб, которые рассматриваются по правилам Закона № 44-ФЗ;
- нормативными актами в области строительства.
Исчерпывающий перечень таких процедур утвержден постановлением Правительства от 28.03.2017 № 346. Примером может послужить проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.
Образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции
Жалоба подается в ФАС в письменной форме и должна содержать следующие обязательные атрибуты:
- название, адрес, контактные данные лица, чьи действия обжалуются;
- данные заявителя (название или ФИО, адрес, контакты);
- информация об обжалуемых торгах (номер, адрес размещения в сети Интернет и т.п.);
- указания на действия или бездействия организатора торгов, приведшие к ограничению конкуренции.
Указываются акты, которые были нарушены и описывается суть нарушения. А также приводятся доводы об ограничении конкуренции. - перечень документов, прилагаемых к жалобе.
В статье прописаны следующие сроки этапов рассмотрения жалобы:
- в течение 3-х рабочих дней принимается решение о принятии такой жалобы к производству или возвращении заявителю. В случае ее принятия информация об этом размещается на сайте ФАС. Соответствующие уведомления направляются лицам, чьи действия были обжалованы.
- в течение 7-ми рабочих дней с момента ее поступления жалоба должна быть рассмотрена по существу, в случае необходимости предоставления дополнительной информации срок может быть продлен однократно на 7 рабочих дней.
- в течение 3-х рабочих дней с момента принятия решения, оно подлежит публикации на сайте и отправке заинтересованным лицам.
Заявление в ФАС о недобросовестной конкуренции: образец
В рамках главы 6 Закона № 44-ФЗ обжалуются действия:
- госзаказчика или уполномоченных органов;
- комиссии по госзакупках и ее членов;
- контрактной службы (контрактного управляющего);
- оператора торговой площадки.
Такое заявление могут подать как участники конкурентной процедуры, так и общественные объединения осуществляющие контроль. Обжалование в рамках ст. 105 Закона № 44-ФЗ не препятствует осуществлению обжалования в судебном порядке.
Состав жалобы идентичен рассмотренному нами в предыдущем разделе. Только мотивировочная часть должна содержать ссылки на положения Закона № 44-ФЗ. В соответствии с пунктами 3.9, 3.10 Административного регламента ФАС от 19.11.2014 № 727/14 ФАС России рассматривает жалобы на действия:
- федеральных заказчиков;
- операторов торговых площадок;
- при проведении закрытых процедур.
Территориальные органы ФАС проверяют действия:
- территориальных органов федеральных заказчиков;
- госзаказчиков субъекта РФ;
- муниципальных заказчиков;
- ГУП, МУП, бюджетных и автономных учреждений при осуществлении ими закупок в рамках Закона № 44-ФЗ.
Срок рассмотрения таких жалоб составляет 5 рабочих дней с момента ее подачи.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102730-qqq-17-m6-07-06-2017--objalovat-ogranichivayushchie-konkurentsiyu