Изменение и расторжение госконтракта по ст. 95 44-ФЗ
Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта
Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.
С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.
2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.
С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.
8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.
Во исполнение указанной нормы закона «О контрактной системе» Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.
В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.
Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.
Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.
для поставщиков госзаказа
С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:
17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок», имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г.
Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95.
Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.
Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.
Кредитно-Страховое агентство — участвуйте и побеждайте вместе с нами !
Источник: https://kb52.ru/articles/368-izmeneniya-v-44-fz-izmenenie-uslovij-kontrakta
Государственный контракт: правила изменения и расторжения на основании правил Федерального закона “О контрактной системе”
Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.
Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?
Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ
Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.
В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
- изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
- если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
- произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
- если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
- если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.
В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.
Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика
Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.
По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.
Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе.
Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.
Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.
Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.
Расторгнуть контракт заказчик может в случае:
- если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
- производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
- расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.
Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:
- Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
- Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
- Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
- Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Расторжение контракта по инициативе исполнителя
Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».
Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.
Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:
- Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
- Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
- Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.
Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.
Частичное расторжение контракта
Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.
Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.
Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:
- Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
- Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
- Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.
Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.
Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.
Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-kontrakta.html
Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: причины, порядок процедуры, образец соглашения, последствия
На основании п. 8 ст. 95 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по судебному решению или в одностороннем порядке. При расторжении контракта по соглашению сторон оно обязательно оформляется в письменной форме в виде официального документа.
Основания для расторжения госконтракта
Законодательство о контрактной системе признает основанием для расторжения контракта по 44-ФЗ достижение взаимного согласия. Особенности процедуры расторжения в согласительном порядке в законе о контрактной системе не регламентируются. Поэтому стороны в данном случае вправе ориентироваться на положения Гражданского кодекса, и договор расторгается в стандартном порядке.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Для расторжения контракта по обоюдному согласию должны возникнуть обстоятельства, которые невозможно было предусмотреть в момент подписания контракта. Если для расторжения договора в одностороннем порядке перечень оснований является закрытым и перечислен в 44-ФЗ, то при наличии соглашения причины никак не ограничиваются.
Основаниями для расторжения контракта могут стать следующие:
- У заказчиков пропала необходимость в продолжении сотрудничества. Например, при закрытии филиала пропала потребность в обеспечении офиса коммунальными услугами.
- Возникшие внешние обстоятельства сделали дальнейшее сотрудничество лишенным смысла. Например, в результате стихийного бедствия было разрушено здание, подлежащее ремонту.
- Необходимость расторжения контракта может возникнуть по причине форс-мажора: забастовок, войн и пр.
- Государственный контракт не может быть исполнен в установленные сроки с учетом Письма МЭР от 2015 года №Д28и-186.
Таким образом, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон: в рамках 44-ФЗ предусмотрена такая возможность.
Стоит учитывать, что расторжение договора по соглашению сторон не допускается при нарушении поставщиком существенных условий, например, при неоднократном нарушении сроков поставки или при поставке товаров несоответствующего качества.
В рассматриваемой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке или в рамках судебного решения.Ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пени, а также внесением сведений о поставщике в РНП.
Если заказчик не исполнит свою обязанность по включению сведений о недобросовестной компании в реестр, то ему грозит наказание.
Расторжение по соглашению сторон: алгоритм действий
На основании ст. 95 44-ФЗ под расторжением контракта понимается возможность прекращения своих обязательств поставщиком при достижении договоренностей между поставщиком и заказчиком. 44-ФЗ подробно регламентирует только расторжение договора в одностороннем порядке, тогда как расторжению по обоюдному согласию не уделяется должного внимания.
Механизм и процедура расторжения договора по соглашению сторон подробно описана в нормах Гражданского кодекса в главе 29.
Порядок расторжения государственного контракта в рамках 44-ФЗ предполагает прохождение следующих шагов:
- У заказчика возникает необходимость расторгнуть государственный контракт, и появляются для этого веские основания.
- Заказчик оформляет в адрес контрагента официальное письмо с предложением расторгнуть контракт.
- Выполняются обязанности, указанные в соглашении. В частности, заказчик должен оплатить товары, работы и услуги, которые были поставлены/оказаны к моменту расторжения. Также заказчик должен вернуть поставщику обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами. При уклонении заказчика от возврата средств поставщику к нему могут быть применены правила об обстоятельствах, которые вытекают из неосновательного обогащения по п. 4 ст. 453 ГК. Банковская гарантия не подлежит возврату.
- Сведения о расторжении контракта передаются в ЕИС.
Порядок и сроки размещения информации в ЕИС
Реестр контрактов по 44-ФЗ ведется на основании ст. 103. Порядок его ведения регламентирован ПП №1084 от 2013 года. Согласно данному документу, в реестр передают сведения о заключенных контрактах, об их изменении, об исполнении контракта и расторжении. За нарушение требований к реестру контрактов для заказчиков прописана ответственность в виде штрафа.
Государственный заказчик должен сообщить сведения о расторжении контракта для включения их в реестр договоров. Такая информация передается заказчиком в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней после подписания соглашения о расторжении договора (с учетом п.
12 Правил ведения реестра… по Постановлению Правительства №1084 от 2013 года).
Для передачи сведений о расторжении контракта в реестр заказчику нужно авторизоваться в личном кабинете и здесь выбрать пункт «Информация о расторжении».
В открывшемся окне необходимо заполнить поле «Общая информация», нажать кнопку «Далее» и выбрать опцию «Исполнение контракта».
На основании ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ и Постановления Правительства №556 от 2018 года «Об определении особенностей планирования и осуществления закупок…» государственные заказчики, которые базируются на территории иностранного государства, применяют другую форму отчета. Она не подлежит расчету в ЕИС.
Также на государственного заказчика до мая 2019 года возлагалась обязанность по включению сведений о закупке в виде отчета в течение 7 рабочих дней после расторжения контракта. Это требование было прописано в Постановлении Правительства от 2013 года №1093. С мая 2019 года отчеты в ЕИС по результатам исполнения контракта и его отдельного этапа были отменены.
Как составить письмо к поставщику
В письме, которое направляется в адрес поставщика с предложением расторгнуть контракт, нужно перечислить:
- Дату и номер расторгаемого контракта.
- Основание (причину) для расторжения государственного контракта.
- Дату, с которой стороны прекращают дальнейшее сотрудничество.
- Объем выполненных работ по соглашению на текущий момент.
- Обязанность государственного заказчика перечислить оплату по тем работам, которые были исполнены раньше.
- Сроки, в которые заказчик должен оплатить услуги поставщика.
- Обязательство поставщика вернуть обеспечение исполнения госконтракта.
Уведомление направляется в форме, которая обеспечивает оперативное ознакомление с ним поставщика.
Как правильно составить соглашение о расторжении
Утвержденная форма соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ не разработана. Стороны оформляют соглашение в произвольном формате, но оно должно содержать обязательный набор сведений:
- Дату подготовки.
- Наименование документа: «Соглашение о расторжении контракта».
- Реквизиты контракта, которые предполагается расторгнуть.
- Дату вступления соглашения в юридическую силу.
- Объемы и стоимость выполненных работ или иных фактически исполненных обязательств.
- Стоимость неисполненных обязательств.
- Обязательства, которые должны исполнить контрагенты с указанием срока возврата обеспечения.
- Контактные данные поставщика и исполнителя.
- Указание на отсутствие претензий у сторон.
- Реквизиты сторон.
Документ подписывается уполномоченными лицами с обеих сторон и скрепляется печатями (при их наличии).
Образец соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ можно посмотреть здесь. Соглашение готовится по числу сторон: минимум в двух экземплярах.
Соглашение в обязательном порядке имеет письменную форму (такую же, как и госконтракт). Оно вступает в юридическую силу с момента подписания или с указанной в соглашении даты.
Последствия расторжения контракта
Расторжение контракта по обоюдному согласию не предполагает передачу сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Связано это с тем, что вина поставщика в расторжении контракта отсутствует. Также в данном случае расторжение государственного контракта:
- Не снимает с поставщика обязанности по исполнению государственного контракта по выполненным работам и оказанным услугам.
- Не лишает заказчика права на взыскание штрафа в случае, если поставленные работы, товары и услуги были ненадлежащего качества.
Таким образом, расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию сторон допускается. Для этого требуется составить соглашение и подписать его обеими сторонами. По результатам расторжения контракта сведения о поставщике не передаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/rastorzhenie-kontrakta.html
Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски
Статья актуальна на 1 июля 2019
Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?
В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):
- по соглашению сторон,
- по инициативе заказчика,
- по инициативе поставщика,
- по решению суда.
Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.
Условия
Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны расторгают контракт по взаимному соглашению, например:
- Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
- У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб.
- Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.).
Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:
- реквизиты сторон,
- причины расторжения,
- количество уже поставленного и оплаченного товара,
- сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
- отсутствие претензий.
Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.
Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.
В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ.В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).
Риски
Если стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК).
Условия
Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).
Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:
- заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
- обстоятельства непреодолимой силы.
Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».
Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).
Изменение и расторжение контракта (ст. 95)
«Если б знать где упасть — соломки подстелил бы» — все мы знаем эту народную мудрость. Жаль, что при исполнении контракта нельзя всё предусмотреть на стадии его заключения. А уж тем более на стадии планирования закупки нельзя предвидеть все возможные варианты по развитию событий. Поэтому Законом о контрактной системе предусмотрена возможность изменения и расторжения контракта.
Внесение изменений на стадии исполнения
Внесение изменений в контракт на стадии его исполнения возможно:
1. Если возможность изменения контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом:
- при снижении цены контракта без изменения количества и объема товаров, работ, услуг;
- увеличение или уменьшение количества и объема ТРУ в пределах десяти процентов цены контракта.
2. Если цена контракта для обеспечения федеральных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения Правительства РФ.
3. Если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.
4. Если цена контракта для обеспечения муниципальных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения местной администрации.
5. Изменение регулируемых государством цен (тарифов) на ТРУ.
6. При уменьшении ранее доведённых до Заказчика лимитов бюджетных обязательств — пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом уменьшение цены контракта должно быть произведено по методике, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28.1.2013 №1090.
7. При оказании медицинских услуг по лечению гражданина РФ в иностранной организации. Если возможность изменения контракта была предусмотрена контрактом.
При исполнении контракта допускается перемена как Заказчика так и Поставщика. Однако, должно быть соблюдено следующее условие — новый Заказчик/Поставщик должен быть правопреемником Заказчика/Поставщика вследствие реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.
В случае если закупка проводится без применения норм национального режима в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, то допускается поставка ТРУ улучшенного качества по сравнению с характеристиками, заявленными в документации о закупке.
Расторжение контракта по 44-фз
В соответствии с нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса допускается расторжение заключенных контрактов по следующим основаниям:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- односторонний отказ от исполнения контракта.
Если с первыми двумя пунктами всё более менее понятно, то односторонний отказ от исполнения контракта рассмотрим с двух сторон.
Одностороннее расторжение контракта заказчиком
В первую очередь, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена контрактом. Во вторую очередь, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ и его статьям 310, 523, 715, 717, 782.
Они и подскажут Заказчику в каком направлении двигаться при желании одностороннего расторжения контракта. Также помощником в подобном расторжении будет служить экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Естественно, результаты такой экспертизы должны указывать на некачественное исполнение контракта, нарушение его условий.
Решение об одностороннем отказе должно быть размещено Заказчиком в Единой информационной системе и направлено Поставщику любым способом.
На все эти действия у Заказчика есть три рабочих дня. Далее действуем по следующей схеме:
— если у нас есть отметка о вручении уведомления Поставщику, то ждём десять календарных дней. И тут два варианта развития событий:
- от Поставщика есть ответ, он исправил недостатки по контракту, компенсировал затраты на проведение экспертизы — тогда Заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе, опубликованное в ЕИС.
- от Поставщика нет ответа, то по истечении этих десяти дней контракт автоматически считается расторгнутым в одностороннем порядке.
— если у нас нет отметки о вручении уведомления Поставщику, то ждём тридцать календарных дней. По истечении этого времени и при отсутствии ответа от Поставщика контракт будет считаться расторгнутым.
Всем Поставщикам следует помнить, что одностороннее расторжение контракта, даже если это произошло один раз, является основанием для внесения денных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А для заказчика одностороннее расторжение контракта это ещё одна головная боль, как и несостоявшаяся процедура закупки. И данные в реестр теперь вносить надо, и заново закупку проводить.
Благо Закон о контрактной системе позволяет провести закупку путем запроса предложений или запроса предложений в электронной форме. Необходимо отметить, что если расторгнутый контракт был частично исполнен, то новая закупка должна быть пропорционально уменьшена в цене и объемах закупаемых ТРУ.
Также Закон о контрактной системе предписывает нам несколько обязательных случаев одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика:
- Предоставление поставщиком заведомо недостоверных сведений о товаре, работе или услуге при определении победителя закупки.
- Расторжение инвестиционного контракта в соответствии с которым заключен контракт по п.47 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
- Если в ходе исполнения контракта, заключенного по п.48 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе был расторгнут контракт, заключенный согласно ст. 111.4 этого Закона.
Одностороннее расторжение контракта поставщиком
Да, такие случаи тоже бывают. Не только поставщики не исполняют обязательства по контрактам. Встречаются и недобросовестные Заказчики. Для этого в первую очередь стоит обратиться к статья 310, 523 и 782 Гражданского кодекса РФ.
В течение трёх рабочих дней поставщик обязан уведомить заказчика о своём решении. А уже через десять календарных дней, при молчании заказчика, решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу.
Если же все претензии были устранены в течении десятидневного срока, то решение о расторжении контракта поставщик обязан отменить.
Нормативная база:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1090;
Источник: https://good-tender.ru/razbor/736-izmenenie-i-rastorzhenie-kontrakta-st-95