Единая методика ОСАГО

Содержание

Смотрите, какая тема — Экспертиза при обращении по ОСАГО и к виновнику: по ЕМР или рыночным расценкам?

Единая методика ОСАГО

Показать содержание

  1. При обращении в страховую по ОСАГО, а также при досудебном или исковом требовании к страховой проводится экспертиза по Единой методике расчёта.

  2. Для требования возмещения вреда с виновника ДТП подойдёт экспертное заключение как по ценам РСА, так и по рыночным.

  3. А вот для требования с причинителя вреда разницы с износом и без него понадобится экспертиза с ответом на вопросы о сумме ущерба соответственно с расчётом по ЕМР и по рыночной стоимости запчастей.

Для определения точной суммы ущерба для предъявления требований о его возмещении проводится экспертиза транспортного средства. Без неё суды почти никогда не принимают решения о конкретной сумме выплаты.

Проблема в том, что методик проведения такой экспертизы целых 2: по Единой методике/Правилам Банка России и по рыночным ценам.

В каких случаях какая потребуется экспертиза – при обращении за возмещением по ОСАГО или напрямую к виновнику ДТП, мы и выясним в этой статье.

Чем отличаются экспертизы?

Итак, как мы уже указали выше, по состоянию на 2019 год их практикуются 2 вида:

  • утверждённый порядок экспертизы по Правилам Банка РФ (Положение №433-П) и Единой методике расчёта (далее «ЕМР»),
  • по среднерыночным ценам.

Первая строго регламентирована. Соответствующие нормативно-правовые акты устанавливают непосредственно общие правила проведения экспертизы и конкретные методики в виде порядка расчёта износа, среднерыночных цен на запчасти и работы и другие данные.

Но главное отличие заключается в том, что стоимость деталей и компонентов автомобиля для расчёта убытка по ЕМР в среднем значительно ниже, чем рыночные цены на них. Вы можете сами в этом убедиться, введя код вашей детали на странице базы данных цен на сайте Российского союза автостраховщиков.

Для обращения по ОСАГО

При калькуляции расчёта ущерба от ДТП по ОСАГО и для последующего возмещения в форме выплаты деньгами или ремонта применяется расчёт по ЕМР. Да, именно по заниженным прайсам запчастей. Увы, но это так!

Основание для этого – статья 12.1 Федерального закона Об ОСАГО, которая предписывает, что:

Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России…

При этом, Единая методика используется при следующих обращениях за возмещением:

  • при первом обращении в страховую компанию по ОСАГО для оценки ущерба сразу после ДТП и подачи заявления – страховая проводит либо осмотр автомобиля, либо экспертизу, считает именно по ЕМР,
  • при повторной экспертизе для составления досудебной претензии,
  • для обращения в суд при отказе в выплате или её недостаточности.

Если вы закажете экспертизу по рыночным ценам, то суд её в качестве основания суммы расчёта просто не примет и придётся переделывать экпертное заключение с перерасчётом по ЕМР. Кроме того, в этом случае возмещению не подлежит и стоимость самой экспертизы, даже если вы в последующем выиграете суд.

Для обращения напрямую к виновнику

А вот в случае требования возмещения причинённого вреда сразу к виновнику ДТП наличие того или иного экспертного заключения уже зависит от конкретного требования, и их может быть 2:

Рассмотрим оба этих случая!

Если у виновника нет ОСАГО

В таком случае никаким законом в 2019 году не регулируется методика проведения независимой экспертизы. Таким образом, вы можете заказать как заключение по рыночным ценам, так и по Единой методике расчёта, применяемой для расчёта ОСАГО.

Если вы требуете разницу износа

И вот в такой ситуации вам потребуются уже либо 2 разные экспертизы, либо одна, но с ответом на 2 поставленных вопроса (экспертизы, в том числе судебная, проводятся всегда предваряющими вопросами, на которые и должен ответить эксперт-техник при их проведении):

  • какова сумма причинённого в результате ДТП убытка, подлежащая возмещению по ОСАГО – то есть по ЕМР с учётом износа,
  • какова сумма ущерба без учёта износа с учётом рыночной стоимости запасных частей для определения той самой разницы, которую можно требовать непосредственно с причинителя вреда?

И в этом случае, если экспертиза по ЕМР установит, что сумма выплаты должна быть больше, чем фактически возместила ваша страховая компания, то и последнюю можно привлечь в качестве соответчика в суд с соответствующим требованием. А первым ответчиком будет виновник аварии, с которого вы требуете возместить разницу по износу.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/ekspertiza-pri-obrashchenii-po-osago-i-k-vinovniku-po-emr-ili

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?

Единая методика ОСАГО

Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства введена Положением Банка России и начала применяться в октябре 2014 года.

Что такое «Единая методика»

Указанным документом должны руководствоваться в своей деятельности страховщики и экспертные организации, когда они устанавливают ущерб, причиненный транспортному средству (далее — ТС) и описывают характер повреждений. ФЗ «Об ОСАГО» возлагает на страховщиков обязанность руководствоваться именно этой методикой при определении величины ущерба (абзац второй, п. 15.1 ст. 12 Закона).

Когда появляются споры, суды проверяют заключения экспертов на их соответствие Единой методике. Если будет установлено несоответствие, такое заключение экспертизы суд не примет в качестве доказательства, на которое можно ссылаться при вынесении решения.

Из чего состоит

Это положение включает в себя несколько глав, каждая из которых описывает порядок действий эксперта при проведении какого-либо действия. Так, единой методикой регламентируются:

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область

+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

  • процедура проведения осмотра ТС, установления наличия и характера повреждений ТС, которые будут включены в стоимость восстановительного ремонта;
  • процедура анализа обстоятельств аварии и обстоятельств происхождения повреждений ТС;
  • порядок определения стоимости расходов для замены материалов и запчастей, а также оплаты ремонтных услуг, которые понадобятся для восстановления ТС;
  • порядок определения величины износа ТС;
  • порядок определения стоимости годных остатков (ГОТС) в случае полной конструктивной гибели ТС;
  • порядок установления стоимости ТС до момента аварии;
  • порядок составления и утверждения справочников, которые содержат сведения о стоимости запчастей, материалов и ремонтных работ.

В каких случаях применяется

В идеале правила Единой методики должны были привести к единообразию мнений при определении стоимости ремонта ТС, обстоятельств ДТП, обстоятельств возникновения повреждений и пр.

Тем не менее растет количество автоэкспертов, которые могут не руководствоваться положениями данной методики, а будут исполнять волю заказчика. Это приводит к большому количеству споров в судах.

Положения Единой методики регламентируют правила проведения осмотра ТС и фотографирования повреждений. Определяют показатели, благодаря которым эксперты могут установить порядок устранения причиненных повреждений.

Из-за увеличения количества случаев мошенничества страховщики стали более внимательно подходить к определению причин ДТП. Так, «потерпевший» может заявить ложные обстоятельства повреждения автомобиля. Поэтому требуется проводить мероприятия для установления причин возникновения повреждений ТС. При исследовании таких обстоятельств эксперты также обращаются к положениям методики.

Определение цены автомобиля до аварии и определение цены ГОТС необходимо для случаев, когда восстановительный ремонт нецелесообразен, и страховщик будет возмещать ущерб по правилам полной гибели ТС.

От правильности определения всех указанных величин зависит конечный размер выплаты страховщика.

Положения Единой методики обязательны к применению:

  • страховщиками;
  • экспертными организациями;
  • судебными экспертами;
  • судами.

Представители страховщика по указанным правилам проводят осмотр поврежденного автомобиля и производят фотографирование.

Экспертные организации, руководствуясь правилами, считают размер причиненного ущерба и приходят к выводам о соответствии повреждений обстоятельствам ДТП. Судебные эксперты при проведении экспертизы не могут опираться на материалы ранее проведенных экспертиз, а вновь проводят исследование по этой методике.

Суды при исследовании доказательств сопоставляют заключение эксперта и правила Единой методики. Оценивают правильность выводов заключения и правильность применения положений этих правил.

Случай из судебной практики. Потерпевший в ДТП автовладелец обратился с иском в суд, потому что страховая выплата была произведена не в полном объеме.

В качестве доказательства он предоставил суду отчет об оценке, но суд не принял это доказательство, потому что заключение не соответствовало положениям Единой методики и не содержало в себе фотоматериалы.

Назначенная судом экспертиза показала, что разница между произведенной выплатой и требованиями истца составляет меньше 10%, что находится в пределах статистической достоверности. В связи с чем суд отказал в удовлетворении требований истца.

В другом случае суд не принял заключение эксперта, представленное истцом, потому что акт осмотра ТС не содержал сведений о наличии эксплуатационных дефектов, что повлияло на определение величины износа.

Как производятся расчеты при применении Единой методики

Величина стоимости ремонта определяется на дату ДТП с учетом экономического региона. Этот показатель имеет значение, потому что для каждого экономического региона рассчитываются свои коэффициенты.

Расчет стоимости ремонта производится путем сложения слагаемых:

  • стоимость ремонтных работ;
  • стоимость материалов (шпатлевка, технологические жидкости и т. д.);
  • стоимость запчастей.

Стоимость ремонтных работ рассчитывается как произведение трудоемкости работы на среднюю стоимость одного нормочаса работ. Трудоемкость определяется по нормативам, установленным производителем ТС, а нормочас – по справочникам цен или путем анализа цен на аналогичные работы в авторемонтных организациях.

Стоимость материалов определяется исходя из количества материалов, которые потребуются при ремонте, и цены за одну единицу. Стоимость материалов также проверяется через справочники цен.

Стоимость запчастей определяется по сведениям справочников, а в отдельных случаях изучается рынок деталей, бывших в употреблении.
Расчет стоимости годных остатков осуществляется через площадки специализированных торгов, где продаются поврежденные автомобили, или через сайты, где продаются подержанные автомобили. При этом учитывается стоимость затрат на демонтаж, дефектовку, хранение и продажу.

Годные остатки рассчитываются в случае определения целесообразности восстановительного ремонта. Вторым критерием, который необходим для определения целесообразности, является стоимость автомобиля до аварии. Для этого эксперты анализируют информационно-справочные материалы, с помощью которых рассчитывают среднюю стоимость аналогичных ТС на дату аварии.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/edinaya-metodika.html

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО: методика обмана

Единая методика ОСАГО

2 февраля 2015 года

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум — и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли.

Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%.

Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта — единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА — ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

Без учета инфляции

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой — свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, — седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона.

По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч.

Разница — 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок — стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше — от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Чтобы выявить сложные повреждения, необходимо дорогостоящее оборудование. У большинства экспертов такого нет.Чтобы выявить сложные повреждения, необходимо дорогостоящее оборудование. У большинства экспертов такого нет.Чтобы выявить сложные повреждения, необходимо дорогостоящее оборудование. У большинства экспертов такого нет.
Есть и другие проблемы.

По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет.

А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

Найти выход

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, — методика РСА.

При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде.

А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет — методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, — не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/753482-novyj-raschet-ushherba-po-osago-metodika-obmana-2/

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2019 году

Единая методика ОСАГО

Для расчёта страховой компенсации при нанесении повреждений транспортным средствам ранее использовались разные способы. Ненадлежащая их согласованность приводила к путанице, судебным разбирательствам.

В настоящее время применяется ЕМРУ, или единая методика расчёта ущерба по ОСАГО, в 2019 году именно она призвана регулировать правоотношения между клиентом и страховой компанией. Предназначена система для физических лиц (страхователей).

В иных случаях она выполняет рекомендательный характер. Принятая Положением Банка России № 432-П методика используется с 2014 года.

Особенности процедуры

Российским союзом автостраховщиков (РСА) упрощён расчёт ущерба по ОСАГО. ЕМРУ во многом облегчила и стабилизировала задачи, а именно:

  • обеспечила прозрачность отношений между владельцами авто и страховыми компаниями;
  • сделала единой экономическую модель ОСАГО;
  • уменьшила число судебных разбирательств;
  • привела к единству расчётов;
  • сократила протяжённость цикла до выплат по ДТП.

Процедура обеспечила страховым компаниям большую надёжность. Правом применения рассматриваемой методики владеют разные структуры. Среди них:

  • представители официальных страховых компаний;
  • эксперты частной практики с соответствующей аттестацией и лицензией;
  • экспертные организации (государственные и независимые) при наличии сертификата;
  • лицензированные судебные специалисты, прошедшие аттестацию (автоэксперты).

Процедура ЕМРУ включает первичный осмотр ТС специалистами, дополнительное обследование экспертами с формированием соответствующего акта. Оценка ущерба может рассчитываться онлайн при помощи специального калькулятора, однако точку в этом вопросе может поставить лишь экспертная комиссия.

Определение наличия и характера повреждений

Инструкции по установлению причинённого ТС вреда описываются в главе 1 ЕМРУ. В ней раскрывается суть доказательств в процессе проверки транспортного средства. Объясняются особенности первичных и дополнительных обследований. Единая система расчёта ущерба по ОСАГО определяет порядок фиксации повреждений, а именно:

  • правил проведения осмотра;
  • обследования основы и покрытия кузова и соответствующих повреждений;
  • прогнозирования способов и объёма ремонтных мероприятий.

В главе 4 рассмотрен аналогичный алгоритм расчёта комплектующих изделий (агрегатов, узлов, деталей). Верная констатация характера повреждений – залог того, что определение стоимости ущерба ОСАГО будет максимально точным.

Расчёт расходов на ремонт авто

Особенности определения величины трат на восстановление работоспособности ТС описывается в главе 3 ЕМРУ. Предлагаются алгоритмы вычислений для расходов по статьям:

  • приобретение запчастей: бампер, фары и т. д.;
  • покупка материалов: абразивного сырья, краски, грунтовки и пр.;
  • оплата работы специалистов.

После подсчёта расходов по каждому из направлений определяется общая сумма, округляемая до сотен рублей. Используется единая база цен, разработанная РСА. В ней учитываются комплектующие элементы ТС моложе 2002 года.

По отношению к другим автомобилям принимаются во внимание среднерыночные цены.

Поняв, как рассчитывают ущерб по ОСАГО, важно помнить, что стоимость многих запчастей и комплектующих агрегатов определяется с учётом региональных расценок.

Износ комплектующих

Этот вопрос раскрывается в главе 4, где конкретизируется, как рассчитать износ автомобиля на дату ДТП. Выясняются степень амортизации деталей, подлежащих замене, и актуальные рыночные цены на запчасти, чтобы вычесть из них остаточную стоимость. Используемые материалы не учитываются.

На степень амортизации оказывает влияние время использования, пробег, характеристики отдельных деталей (например, остаточная глубина рисунка протектора). Именно эти факторы учитываются в специальной формуле, по которой рассчитывается степень изнашивания запчастей и автомобиля в целом.

Стоимость годных остатков в случае гибели автомобиля

Если ТС ремонту не подлежит, учитываются уцелевшие детали и их стоимость. Методике осуществления этого процесса посвящена глава 5 методики.

Годные остатки, которые могут реализовываться для дальнейшей эксплуатации, должны быть работоспособными, не иметь повреждений, изменений конструкции, следов восстановления.

Стоимость таких остатков определяется на специализированных торгах, площадках в сети либо в соответствии с действующей методикой.

Установление цены транспортного средства до ДТП

Минтранс разработал проект, по которому производится единый расчёт ущерба при ДТП по ОСАГО, в соавторстве с РСА. Цена автомобиля до аварии имеет большое значение. Порядок её определения раскрывается в главе 6 документа.

Это необходимо для установления степени целесообразности ремонта (не обойдётся ли он дороже, чем до ДТП). Предлагается способ вычисления среднерыночных цен на приобретение аналогичного ТС. Если такое авто стоит дешевле, водитель получает деньги на него.

Единая методика Центробанка в 2019 году

При разработке методики союзом РСА и Минтранса официальным автором ЕМРУ является Центробанк. Методика закреплена в обширном нормативном документе (положении), подписанном главой финансового института. ЕМРУ – документ для исчисления страхового возмещения, который содержит такую информацию:

  • расшифровку используемых терминов;
  • особенности констатации характера повреждений и обстоятельств, приведших к ним;
  • последовательность производимых расчётов повреждений и формулы для них;
  • нормы отчётности;
  • справочные материалы.

Эти сведения способствуют точному подсчёту размера выплат на ремонт. В ЕМРУ имеется информация о более чем 67 марках автомобилей. Методика Центробанка для расчётов по ОСАГО содержит 7 глав плюс 10 приложений, в которых подробно освещается порядок расчёта, содержится сопутствующая информация. Приводятся необходимые для учёта нанесённого вреда коэффициенты.

Утрата товарной стоимости

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда №58 от 26 декабря 2017 г. к реальному ущербу относится утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Компании, предоставляющие страховые услуги, обязаны выплачивать пострадавшей стороне полагающиеся за это финансовые компенсации. При отказе по необоснованным причинам или несогласии с их суммой можно воспользоваться юридической помощью.

Выводы

Страховая компенсация по ОСАГО полагается владельцам тех автомобилей, которым причинён ущерб в результате аварии либо иных непредвиденных ситуаций.

Особенности повреждений и величина компенсации за них вычисляется по единой разработанной методике с использованием специальных формул.

Такой способ позволил избежать разночтений, возникавших при использовании нескольких альтернативных методик, что нередко приводило к судебным разбирательствам. Снижением их количества подтверждается эффективность ЕМРУ.

Источник: https://voditel.guru/strahovanie/osago/edinaya-metodika-rascheta-ushherba

Износ для выплаты ОСАГО: расчет коэфициента в 2019

Единая методика ОСАГО

При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.

Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО

Российское законодательство не определяет понятие «износ» для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.

Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.

Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств». Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.

Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО

Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:

  • размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.

Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.

Расчет износа авто

Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:

  1. Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
  2. Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
  3. Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.

Когда и кем производится расчет износа

Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:

  • денежная выплата;
  • направление на ремонт.

Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.

На какие детали износ не распространяется

Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.

Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:

  • части подушек безопасности;
  • крепления и ремни безопасности;
  • гидравлическая система;
  • сигнализация;
  • пневматические тормоза;
  • динамики и акустические установки;
  • индикаторы неисправности тормозов;
  • рулевой механизм;
  • сцепное устройство и т.д.

В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.

Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером

На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:

Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);e — основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);

ΔT — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;

Tки— срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки — пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.

Например:

  1. Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
  2. Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
  3. 1 — 0,75033809 = 0,2496619
  4. 100 х 0,2496619 = 25%

Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.

Для онлайн-калькулятора (https://www.osa-spb.ru/kalkulyator-raschjota-iznosa-transportnogo-sredstva.html) используются следующие параметры (с примером):

  1. Дата эксплуатации — 12.12.2007.

Источник: https://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/vyplaty-po-osago/iznos-v-osago.html

Теперь ущерб по ОСАГО считается одинаково для всех – как применяется единая методика расчета Центрального Банка РФ?

Единая методика ОСАГО

С октября 2014 года действует единая методика расчета ущерба по ОСАГО. Страховые компании и независимые эксперты должны использовать это руководство в своей работе.

Раньше страховки зачастую не хватало для ремонта авто. Водителям приходится требовать расторжения договора, через суд добиваться выплаты страхового возмещения.

Чтобы сделать расчеты понятными и прозрачными, создано новое руководство. Но алгоритм использует средние показатели и не позволяет получить полное возмещение.

Нужно оформить ОСАГО на минимальный срок – придется переплатить?

Описание Методики

Документ включает тринадцать параметров, влияющих на восстановительный ремонт (Положение ЦБ РФ №432-П). Так, цена зависит от принадлежности к экономическому региону (всего их тринадцать), стоимости запчастей и ремонта. По мнению Российского Союза Автостраховщиков (РСА) цена ремонта зависит от популярности транспортного средства.

Разделы Методики:

  1. Семь глав о расчете размера возмещения ОСАГО.
  2. Десять приложений, где перечисляется стоимость запчастей, коэффициенты, размеры среднегодового пробега авто.
  3. Электронная база данных.

Цены деталей указываются средние, действующие по региону. Посмотреть Единую методику можно на сайте РСА по этой ссылке.

Кем и когда применяется

Руководство применяется в случае попадания в ДТП водителей, застраховавших свою автогражданскую ответственность.

Четыре категории специалистов, которые обязаны применять универсальный способ расчетов:

  1. Представители страховщика, которые проводят осмотр ТС.
  2. Эксперты, имеющие лицензию.
  3. Аттестованные компании.
  4. Судебные эксперты.

По результатам исследования водитель получает на руки заключение, необходимое для выплаты компенсации.

Преимущества универсального способа расчетов

Применение единого алгоритма расчетов позволяет решить следующие проблемы:

  1. Уменьшить количество споров со страховыми компаниями.
  2. Дать возможность каждому водителю самостоятельно определить размер причиненного ущерба.
  3. Повысить надежность работы страховщиков.

Что делать, если потерял полис ОСАГО – алгоритм восстановления

Но есть и недостатки. Расчет убытков по универсальной методике ОСАГО не всегда устраивает водителей, поскольку не учитывает нюансы, например то, что стоимость деталей повышается.

Водители зачастую получают страховку меньше той, на которую рассчитывали.

Как происходит расчет

Чтобы рассчитать в какую цену обойдется ремонт, нужно использовать справочник по стоимости деталей и нормо-часов на официальном сайте autoins.ru. При выплате страховки учитывается КБМ (коэффициент за безаварийную езду).

В онлайн калькуляторе  нужно указать следующую информацию:

  • дату, на которую нужно получить информацию.
  • экономический регион.
  • модель транспортного средства.
  • номер запчасти – можно указать не более трех деталей.
  • поставить галочку в чекбокс, означающий, что информацию вводит человек, а не робот.
  • нажать «Отправить запрос».

Для справки! Для определения номера запчасти автомобиля можно воспользоваться сайтом ircars.ru. Нужно выбрать раздел «Каталог» и ввести Вин-код авто. В каталоге выбрать номер запчасти и подставить значение в форму.

Пример. Узнаем стоимость детали для Nissan Infinity. Для расчета нужно сделать четыре клика мыши:

  1. Выбрать сервис для поиска номера запчасти, например, используем сайт zzap.ru. Нужно выбрать нужную модель авто, указать деталь. Например, нужно заменить дворник.
  2. Поиск по базе показывает номер KE28889950AG.
  3. Скопировать номер.
  4. В калькулятор расчета ущерба на сайте autoins.ru вставить скопированной номер детали, и указать все остальные детали: модель авто, нужную даты, экономический регион. Нас интересует расчет на 30 июня 2019 года для Тверской области, которая относится к Центральному экономическому региону.

Если лимит выплаты по ОСАГО не покрыл расходов – поможет только суд?

Получаем результат — цена запчасти WPER BLADE 520S составляет 398 рублей. Для сравнения стоимость той же самой детали для Северного региона составляет 418 рублей. Онлайн счетчик удобно использовать для самостоятельной проверки расчетом.

Износ транспортного средства учитывается в расчетах. На сайте inavex.ru можно самостоятельно проверить степень износа автозапчастей. В калькуляторе указывается следующая информация:

  • модель авто;
  • дата начала эксплуатации;
  • день аварии;
  • пробег;
  • срок эксплуатации деталей;
  • данные для определения степени изношенности.

После заполнения всех данных нажать «Рассчитать». На сайте autions.ru можно узнать среднюю цену нормо-часа. Для этого выбирайте вкладку «Средняя стоимость нормо-часа работ». Нужно заполнить форму: указать регион, марку, тип ТС, поставить галочку в чекбокс.

Таблица средней стоимости ремонта популярных моделей авто в Центральном регионе. Расчет сделан на 1 июля 2019 года:

Тарифы изменяются для других регионов.

Пример расчетов по Единой методике

Покажем, как делается расчет стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Условия примера:

  1. В аварию попал владелец Чери Тиго T
  2. Год выпуска авто — 2012.
  3. Пробег составляет 85, 25 тыс. км.
  4. ДТП произошло в 2019году.

Чтобы посчитать затраты применяется формула: Свр = Рр + Рм + Рзч

  • Свр – издержки на восстановление авто
  • Рр – затраты на ремонт транспортного средства;
  • Рм – цена материалов;
  • Рзч – затраты на покупку новых запчастей взамен поврежденных.

Чтобы учесть степень изношенности запчастей задействуется формула:

Обозначения сокращений:

  • И ки— изношенность деталей;
  • е — основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
  • ∆T – коэффициент влияния возраста деталей на износ;
  • Тки — возраст агрегата или узла;
  • ∆L – коэффициент влияния величины пробега на изношенность комплектующих деталей;
  • Lки — пробег автомобиля с комплектующей деталью в тыс. км.

Чтобы узнать значение коэффициентов ∆T и ∆L  нужно заглянуть в раздел 5 Методики.

В нашем примере подставляем следующие показатели в формулу:

  • е ≈ 2,72;
  • ∆T = 0,057;
  • Тки = 6 (лет);
  • ∆L = 0,0029;
  • Lки = 85,25 (тыс. км).

После того, как подставим в формулу значения, получаем степень износа запчастей 44, 52%.

Стоимость деталей берем с сайта cheryshop.ru, они указаны в таблице:

Номер категорииНазваниеСтоимость (руб.)Износ %КоличествоЦена с учетом износа (руб.)
T11-2803011-DQбампер передний2 20044.5211220.56
T 11-3772020Фара передняя правая305844.5211696.58
T 11-3731010Повторитель поворота22044.521122.06
T 11-8403702-DYКрыло переднее правое445044.5212468.86
T 11-3102062Подкрылок передний правый55044.521305.14
T 11-5207113Бачок с/омывателя93044.521515.96

Цена деталей с учетом износа составила 6329, 16 рублей, без учета – 11 408 руб.

Для справки! При расчете компенсации учитываются годные остатки деталей. Если они передаются страховщику, то размер премии будет выше, чем когда они остаются у автовладельца.

Теперь нужно определить, сколько заплатить за услуги сервиса по договору. Для анализа можно использовать любые доступные источники (п. 7.3 Единой методики). Берем данные по состоянию на июль 2019 года.

Цена нормо-часаСсылка на сайт сервиса
800iguana-auto.ru/map
900www.japan-drom.ru/index.php?go=Carservice&id=4
900www.japan-drom.ru/index.php?go=Carservice&id=4
1500www.automania24.ru/about/prices
1000smolsto.ru

Средняя цена работ составляет девятьсот рублей.  Таблица показывает расчет затрат:

Ремонт повреждений обойдется в 1 тыс. рублей. Цена малярно-покрасочных работы считается  с использованием DAT-Eurolack, MAPOMAT или других систем. Когда данных по стоимости нет, берутся цены, действующие по месту происшествия.

НазваниеЦена нормо-часаНорматив стоимости одного нормо-часаЦена (руб.)
Подготовка к окраске9000.3270
Крыло пер. окраска9001.51350
Бамер пер. окраска9001900

Цена покрасочных работ составила 2520 руб. Расход материалов составил 4600 рублей.

Подставляем данные в формулу и узнаем расходы на ремонт с учетом изношенности деталей. Формула расчета ущерба ОСАГО:

Свр=Рр+Рм+Рм+Рзч=6329, 16+1000+2520+4600=14 449,16 руб.

Калькуляция без учета изношенности: 11 408+1000+2520+4600=19 528 руб.

Разница составляет 5078,84 рубля. Эту разницу владелец полиса автогражданского страхования выплачивает самостоятельно. Если водитель не согласен с размером выплаты, то нужно взыскивать убытки с виновника аварии (ст. 1072 Гражданского кодекса). Судебная практика показывает, что автовладельцам удается не только взыскать убытки, но и компенсировать издержки – госпошлину, юридические расходы.

Расчет износа по Единой универсальной методике упрощает взаимодействие со страховщиками. Но проблемы с оценкой ущерба остаются. Договор автогражданского страхования не гарантирует выплаты полного возмещения (тотал). Премии ограничиваются максимальной суммой. Водителям приходится довольствоваться выплаченной компенсацией ущерба или обращаться в суд.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://AvtoZakony.com/strahovanie/edinaya-metodika-rascheta-uscherba-po-osago

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.