+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Содержание

Особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Что относится к особым закупкам по 44-ФЗ, как внести их в план-график и отразить в ЕИС – читайте в нашей статье.

Особые закупки по 44-ФЗ – это закупки определенных видов услуг, либо товаров у компаний, имеющих достаточную квалификацию и ресурсы. Эти закупки регламентируются постановлением №552 от 05.06.2015 года. В плане закупок и плане-графике закупок эти позиции вынесены на отдельную вкладку. Эти закупки включают в себя:

  • лекарства (ч.7 п.2 ст. 83; ч.3 п.2 ст. 83.1), жизненно необходимые пациенту;
  • прямые договора с поставщиками на сумму менее 300 тыс. рублей (п.4 ч.1 ст.93);
  • закупки для учреждений культуры на сумму менее 600 тыс. рублей (п.5 ч.1 ст.93);
  • услуги по направлению сотрудника в служебную командировку (ч.1 п.26 ст.93) и связанные с этим мероприятия;
  • услуги преподавателей – физических лиц;
  • услуги экскурсоводов – физических лиц;
  • услуги по ремонту и содержанию нежилых помещений, переданных заказчику любым способом, а также оплата коммунальных услуг за такие помещения;
  • работы, связанные со статнаблюдением и статисследованием на территории РФ (ч.1 п.42 ст.93);
  • предоставление прав доступа к информации (ч.1 п.44 ст.93).

Особый порядок осуществления государственных закупок является более простым по сравнению с конкурентными закупками, так как он позволяет получить необходимый товар или услугу в значительно более короткий срок.

Не стоит путать особые закупки со специализированными. Специализированные закупки регламентируются Постановлением №99 от 05.02.2015 года, включают в себя технически сложные работы, услуги оказания детского отдыха и тд. Данные закупки вносятся в план-график как обычные процедуры.

Особые закупки в плане-графике 2019

Несмотря на то, что по особым закупкам не проводится никаких конкурсных процедур, информация об их наличии должна быть отражена в плане-графике. Каждый из видов таких закупок необходимо заносить отдельной строкой. Но если у вас несколько договоров по пункту 4 статьи 93, расписывать их не нужно. Достаточно внести общую сумму одной строкой.

Особые закупки включите в план-график отдельной строкой по каждому объекту закупки.

Сведения занесите в столбцы: «идентификационный код закупки», «наименование объекта закупки», «начальная (максимальная) цена контракта», «планируемые платежи».

В качестве наименования объекта закупки пропишите положения Закона № 44-ФЗ, например «Услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)». Смотрите на примере:

Узнать у эксперта

Особые закупки в ЕИС: пошаговая инструкция

Для внесения особых закупок в план-график нужно убедиться, что такая строка уже присутствует в плане закупок, так как они должны быть одинаковыми. Для изменения плана-графика нужно войти в личный кабинет, перейти в раздел «Закупки» и выбрать «Планы-графики закупок товаров, работ, услуг начиная с 2017 г.».

Далее нужно выбрать необходимый год и нажать кнопку «Редактировать план-график», либо «Редактировать позиции». Переходим во складку «Особые закупки» и нажимаем «Добавить из плана закупок».

Далее выбираем тип особой закупки (какой-либо из вышеперечисленных – лекарства, до 300 т.р. и тд), указываем ИКЗ и годовой объем обеспечения (последние 2 пункта не являются обязательными, система сможет найти необходимую позицию без них).

В появившемся окне мы видим нужную закупку. Ставим галочку напротив ИКЗ и нажимаем «Выбрать».

В появившейся вкладке начинаем менять активные поля. Ставим соответствующий номер закупки, проставляем сумму годового объема финансового обеспечения по годам (если эта информация известна). Далее переходим к методу обоснования финансового обеспечения. Нажимаем «Добавить метод НМЦК». В открывшемся окне выбираем один из четырех представленных методов.

Есть еще вариант «Метод, не предусмотренный ст. 22». Если выбрать его, то нужно указать название этого метода и в отдельных окнах обосновать цену и невозможность применения существующих методов.

При выборе метода из существующего списка нужно просто добавить обоснование НМЦК.

Если это не первое изменение данной позиции в плане-графике, то необходимо обосновать причину внесения изменений (можно выбрать один из нескольких вариантов, представленных системой).

Далее нужно нажать на кнопку «Сохранить и проверить на нарушения». Если нет никаких нарушений, то нужно внести все изменения в план-график (помимо особых закупок) и разместить его в течение 3 рабочих дней с момента внесения первого изменения.

Годовой объем особых закупок

Размер годового объема особых закупок разбит по статьям. Например по договорам до300 тысяч объем таких закупок не должен превышать 2 млн рублей, или 5% от СГОЗа (каждая организация выбирает для себя более подходящий вариант), а по закупкам для учреждений культуры этот объем не может быть более 5 млн рублей, либо не более 50% СГОЗ и не более 30 млн рублей.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103276-qqq-19-m9-osobye-zakupki-po-44-fz

Особые закупки по 44-ФЗ: отличия от специализированных, составление план-графика, пошаговая инструкция размещения в ЕИС

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

План закупок по 44-ФЗ на будущий год составляется государственными и муниципальными заказчиками, после чего размещается в ЕИС до конца декабря. Размещение плана закупок происходит в соответствии с правилами, приведенными в Постановлении Правительства №908.

Размещение плана закупок

Размещение плана в ЕИС должно обязательно подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика, наделенного соответствующими полномочиями. Также посредством электронной подписи в уже размещенный план закупок вносятся корректировки.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

План может размещаться как в виде текстового документа, так и в виде графической схемы (п. 16 Постановления №908), но при этом план особых или специализированных закупок должен содержать наименования специфических товаров, работ или услуг по общероссийскому классификатору и ссылки на соответствующие акты органов власти, относящие такие закупки к особым.

Особые и специализированные закупки

Особыми называют закупки, осуществляемые для федеральных нужд и требующие участия поставщиков высокого уровня квалификации и обладающих нужными для исполнения госконтракта возможностями. Правила создания плана таких закупок приведены в Постановлении Правительства №552.

К особым относятся закупки:

  • лекарственных препаратов для медучреждений;
  • товаров или услуг стоимостью до 300 000 рублей у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • проводимые культурными учреждениями, целью которых является сохранение культурных ценностей;
  • преподавательских услуг для обучения персонала;
  • услуг по организации командировок;
  • услуг по проведению экскурсий;
  • работ по ремонту и обслуживанию нежилых помещений;
  • работ по систематизации данных переписи населения.

Также особыми считаются закупки, связанные с предоставлением доступа к международным базам научного цитирования.

Специализированные закупки отличаются от особых тем, что их исполнение связано с выполнением сложных или опасных квалифицированных работ, допуск к которым имеет ограниченное количество заказчиков.

Для получения такого допуска требуется прохождение лицензирования и оформление допуска к гостайне. Требования к поставщикам специализированных закупок устанавливаются Постановлением Правительства №99.

В частности, к специализированным относят закупки работ:

  • по сохранению исторических памятников;
  • по реставрации музеев и исторических зданий;
  • по реконструкции капитальных строений, если цена контракта превышает 10 000 000 рублей;
  • по проектированию и строительству атомных электростанций и иных атомных объектов.

Составление плана-графика особых и специализированных закупок производится по правилам, установленным ст. 16 44-ФЗ с учетом особенностей, приведенных в Постановлении №552 и в подзаконных актах органов власти, регулирующих деятельность конкретной отрасли.

Составление плана-графика особых закупок

План-график для особых закупок должен включать следующие сведения:

  • наименование заказчика;
  • код закупки;
  • перечень закупаемых товаров, работ или услуг;
  • объем выделенного финансирования;
  • сроки проведения закупки;
  • начальная цена контракта;
  • количество этапов поставки товара (выполнения работ или услуг);
  • ограничения на участие в закупке.

Если особая закупка является социально значимой, то в плане-графике обязательно должны быть сведения о проводимых общественных слушаниях на тему целесообразности такой закупки.

При заказе работ также указывается размер аванса, выдаваемого подрядчику.

При закупке жизненно важных лекарственных препаратов список лекарств для каждого пациента оформляется в виде отдельной закупки (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Отображение особых закупок в ЕИС

После составления и утверждения плана-графика для особых закупок он подлежит размещению в ЕИС отдельной строкой.

Порядок размещения:

  1. Зайти на портал zakupki.gov.ru с использованием логина и пароля для госуслуг.
  2. Открыть форму для размещения плана закупок.
  3. Нажать на кнопку «Добавить объект», после чего перейти по вкладке «Сведения об особых закупках».
  4. Далее в появившемся на экране поле для объектов закупки нужно выбрать из перечня позицию закупаемого товара, работы или услуги.
  5. Заполнить обоснование объекта закупки.
  6. Выбирать предполагаемую дату закупки.
  7. Заполнить поля для идентификационного кода закупки, объема финансирования и т. д.
  8. Нажать кнопку «Завершить».

Далее следует обновить страницу и внесенные данные отобразятся в электронном плане-графике.

Важно учесть, что при заполнении обоснования объектов нужно ссылаться на подтверждающие документы и при необходимости загружать их в электронном виде в качестве приложения к закупке.

Например, при закупке жизненно важных лекарственных препаратов нужно указать номер заключения медицинской комиссии.

Если в особые закупки были внесены изменения, то перед корректировкой данных в ЕИС необходимо выпустить приказ, номер которого указывается при обосновании изменений.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/osobye-zakupki.html

Что должен содержать план закупок по 44-ФЗ и образец формы

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Согласно 44-ФЗ планирование закупок предусматривает составление специального документа – плана закупок. О том, как правильно составлять план закупок по 44-ФЗ, и о каких особенностях необходимо знать, расскажем в этой статье.

Что это такое?

План закупок – не что иное, как официальный документ, в котором указывается перечень нужд муниципального/государственного заказчика, и также информация о выделенных на обеспечение этих нужд средствах.

Общие требования к оформлению, ведению и публикации планов закупок предусмотрены ФЗ №44.

В отличие от плана-графика, план закупок составляется на три года. В случаях, когда срок закупки превышает трехлетний период, сведения вносятся в документ на весь период закупки. При этом первые планы закупок должны быть сформированы на период с 2017 по 2019 годы.

Правительством РФ на законодательном уровне установлен не только порядок составления, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, но и требования к процедуре составления, утверждения и ведения планов закупок в муниципальных образованиях и субъектах РФ.

Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно 44-ФЗ в плане закупок в обязательном порядке должны содержаться сведения:

  • об идентификационном коде закупки;
  • о цели осуществления закупки;
  • о наименовании объекта;
  • об объемах финансового обеспечения;
  • о необходимости закупки;
  • о закупке особых товаров;
  • о результатах общественного обсуждения закупки.

Кроме того, местная администрация, высший исполнительный орган и Правительство РФ вправе потребовать включения в документ дополнительной информации.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат:

Согласно российскому законодательству при формировании данного документа обоснованию подлежит конкретный объект закупки исходя из необходимости достижения определенной цели закупки.

Где заказчики вправе размещать планы закупок?

Информация о планах закупок Заказчиков размещается в ЕИС — Единой Информационной Системе. Для получения сведений о конкретном Заказчике необходимо перейти по следующей ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/orderplan/quicksearch/search.html .

Кроме того, Заказчики имеют право размещать закупочные планы на собственных порталах в сети интернет и публиковать их в любых печатных изданиях.

Особые закупки в плане закупок — что это?

Особыми закупками (закупками специализированного характера) в плане закупок считаются те закупки, которые по причине технической либо технологической сложности, высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера способы предоставить только поставщики с определенным уровнем квалификации. Более того, такого рода закупки также предназначены для проведения исследований, изысканий, экспериментов и проектных работ.

План закупок на 2018 год — когда сдавать?

Точной даты размещения графика закупок на 2018 год не предусмотрено ввиду особенностей их формирования и подготовки. Однако ФЗ-44 определяет, что срок действия закупочного плана должен совпадать с периодом регулирования Закона о бюджете на очередной финансовый отчетный период.

Иными словами, каждый Заказчик, подпадающий под действие закона, обязан решить вопрос публикации до первого января указанного в нем года.

Таким образом, на 2018 год документ должен быть утвержден в течение десяти дней после уточнения суммы, выделенной конкретному заказчику на указанный год, и опубликован в течение трех дней с момента его официального утверждения.

При этом все перечисленные процедуры должны быть завершены до 1 января 2018 года.

Форма плана закупок: образец

Нормативно-правовое регулирование планирования закупок производится в соответствии с уровнями бюджетного финансирования, а именно:

  • Правительством РФ для федеральных Заказчиков;
  • высшим исполнительным органом власти субъекта РФ для Заказчиков соответствующего уровня;
  • местной администрацией для муниципальных Заказчиков.

Как внести изменения в план закупок?

Согласно вышеупомянутому закону планы закупок подлежат внесению корректировок в случае возникновения необходимости привести их в соответствие из-за:

  • изменения целей осуществления закупок и требований к объектам закупок;
  • изменений в бюджете на плановый период и текущий финансовый год;
  • реализации законов, поручений, указаний и решений государственной власти, принятых после утверждения планов;
  • реализации решения Заказчика, принятого по итогам проведения обязательного общественного обсуждения планируемой закупки;
  • возможности экономии, полученной при осуществлении закупки.

Кроме того, внесения могут вноситься и в иных ситуациях, установленных порядком составления, утверждения и ведения документации.

Приказ о внесении изменений

Пример приказа о внесении корректировок в закупочный план можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/JsbmJwWW3KoFRZ .

Публикация плана закупок: правила

Закон 44-ФЗ гласит, что утвержденный план закупок должен быть размещен в Информационной Системе в течение трех рабочих дней с момента утверждения или изменения закупочного плана. Исключение составляют сведения, составляющие государственную тайну.

Кроме того, заказчики вправе размещать собственные закупочные планы на официальных сайтах в сети интернет. Также допускается публикация плана закупок в любых печатных изданиях.

Таким образом, план закупок – официальный документ, к составлению, формированию и ведению которого необходимо подходить крайне ответственно, ведь в нем содержится важная информация о планируемых закупках на довольно долгосрочный период.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/plan-zakupok-po-44-fz.html

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Что такое особые закупки по 44-ФЗ и что к ним относится

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”.

Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы.

Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить.

Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение.

То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой.

Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты.

В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух).

Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета.

Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя.

По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро.

Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга.

Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз.

После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

2. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной).

Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета.

Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы.

Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации.

Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет.

Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП.

На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки.

Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.

Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Тендер это:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка”

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново

Начинается аукцион на повышение

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиков

Дополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/136-osnovi-zakupok-bazovie-ponyatiya-kontraktnoj-sistemi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.